О Боге, вере и церкви. Мысли христианина - стр. 13
Чьи это листочки у дерева? Божьи. Чьи это благие мысли у тебя? Божьи. Чья способность у дерев произращать и ткать древесную ткань и производить и развивать листы и плоды? Божья, то есть Богом данная. Чья у тебя способность мысли и слова? Божья. Употребляют ли во вред деревья данные им от Бога силы? Нет. Употребляет ли человек во вред данные ему Богом способности и силы? Употребляет: злоупотребляет умом, полученным от Бога для познания Бога и Его истины; злоупотребляет своим сердцем, созданным для любви Бога и ближних, для чувствования блаженства богообщения, и – своей свободной волей, данной для бесконечного усовершенствования в добродетели.
Когда Господь взирает милостиво на земнородных очами природы, очами ясной, благорастворенной погоды, всем становится легко и весело; когда веет благорастворенным воздухом – во всех телах и душах благорастворение воздуха, а когда дохнет холодным, влажным, тяжелым растворением воздуха – все почувствует какое-то тяжелое бремя в душе и теле, множество земнородных застонет от болезней; множество предастся унынию и тоске. Так могущественно и неотразимо влияние на людей природы. И замечательно, что кто меньше связан житейскими похотями и сластями, кто всего меньше предан чревоугодию, кто воздержан в пище и питии, к тому природа благосклонна и не томит его, по крайней мере далеко не так, как рабов естества и плоти своей. О, сколь ясно, что в Господе живот наш, а не в чувственных вещах; коль ясно, что во всем Господь, действуяй вся во всех (1 Кор. 12, 6): в воздухе – Он дыхание наше, в пище – насыщение наше, в питии – утоление жажды нашей, в одежде – одеяние наше, в жилище – покров, теплота и спокойствие наше, во сне – успокоение наше, в чистом, поучительном, целомудренном и назидательном слове – слово наше; во взаимной любви – любовь наша. Господи, Владыко, Творче и Благодетелю наш! Даруй нам всегда, всякое мгновение жизни памятовати о тебе, что мы Тобой живем и движемся и существуем (Деян. 17, 28), что от Тебя имеем жизнь, дыхание и все. Но будем помнить, что, если во всем исчисленном мы извращаем уставы Божии, Он становится тяжким наказанием нашим: Он и в воздухе наказание наше; в пище и питии – не насыщение и утоление жажды, а или отвращение к ней, или болезнь; так бывает, когда говорят, что ему пища в пользу не идет; в одежде и жилище – томление или крушение духа; во сне – не успокоение, а устрашение или беспокойство; в слове – связание; в превратной любви – огнепалящее мучение. Источники наказания обыкновенно открываются в самых греховных склонностях наших: