Размер шрифта
-
+

Новый Афонский патерик. Том III. Рассказы

1

Сказано в 1976 году. – Прим. греч. изд.

2

Старец имел в виду местность от монастыря святого Павла до Вйглы, поскольку только эта часть пока осталась без автомобильных дорог. – Прим. греч. изд.

3

Эпит́р– горный район Северо-Западной Греции, где прошли детство и юность преподобного Паисия Святогорца. – Здесь и далее, если иного не оговорено, примечания переводчика.

4

Макра́кис Апо́столос (1831–1905} – греческий богослов, отколовшийся от Православной Церкви; зачинатель религиозного обновленческого движения.

5

Лк. 1:46–47.

6

См. Быт. 27:4.

7

Любоче́стие (греч. φυλότιμο) – великодушие, расположенность к жертвенности, презрение к материальному ради нравственного или духовного идеала.

8

Кали́ва (греч. καλύβα—хижина) – небольшой отдельно стоящий домик, где живут один или несколько монахов. Калива не имеет собственной земли.

9

Соблюдение девятого часа – полное воздержание от пищи и воды до окончания вечерни, которая совершается после чтения девятого часа. В зависимости от времени года девятый час на Афоне может начинаться от 14 до 19 часов по афинскому времени.

10

Да́фни – основной порт Афона.

11

Протдт– 1) Священный Кино́т, верховный орган самоуправления Святой Горы; 2) соборный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, находящийся рядом со зданием Протата в Кариес.

12

Иеродиакон Дионисий (Фирфири́с; 1912–1990) – искуснейший исполнитель византийских церковных песнопений.

13

См.: Паисий Святогорец, при. Слова. Т. 4. Семейная жизнь. М.: Орфограф, 2018. С. 191–192.

14

См. Мф. 25:1-13. Это чтение положено на память первомученицы Феклы.

15

См. Мк. 5:25–34. Это чтение предписано на память великомученицы Варвары.

16

См. Достопамятные сказания. Об авве Антонии, п. 25.

17

Лк. 2:52.

18

См. Новый Афонский патерик. Т. 1. М.: Орфограф, 2013. С. 99.

19

В Греции причащающийся сам держит плат, а другой конец плата зажат у священника в руке, которой он держит Святую Чашу.

20

См. о нём: Паисий Святогорец, при. Отцы-святогорцы и святогорские истории. С. 65–75.

21

«Наказуемый здесь за свой срам вкушает своей геенны». См.: Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. Слово 71. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. С. 436.

22

Особножи́тельный (идиоритми́ческий) монастырь – обитель, в которой братия не выбирают общего игумена, следуют индивидуальному порядку в духовной жизни и материальном обеспечении себя.

23

Из-за отклонений от строгости монашеской жизни, которые были в некоторых особножительных монастырях, их имя стало нарицательным.

24

См. Мк. 16:18.

25

Прова́та – особножительный скит южнее монастыря Каракал.

26

См. 1 Кор. 13:7.

27

Здесь на греческом языке игра слов: άλλά (но) – αλάτι (соль).

28

Фонарик-«жучок» – фонарь с динамо-машинкой, вырабатывающей электричество при сжимании ладони.

29

«Доброго покаяния» – в греческой монашеской традиции одна из принятых форм благопожелания перед постом, перед постригом, после исповеди.

30

О невидимых старцах см. стр. 191 и далее.

31

Архонда́рик – приёмная комната для гостей, а также гостиница для паломников.

32

Преподобный Порфи́рий Кавсокаливи́т (1906–1991) начал и закончил свою монашескую жизнь на Афоне. Долгие годы был духовником в Афинах. Даром прозорливости, молитвы и любви помог очень многим людям. Канонизирован в Греции в 2013 году. См. о нём: Новый Афонский патерик. Т. 2. М.: Орфограф, 2015. С. 195–203.

33

Старец Ефре́м Катуна́кский (1912–1998) провёл 65 лет строгой подвижнической жизни на Святой Горе, был духовным преемником старца Иосифа Исихаста, учителем послушания и молитвы. См. Новый Афонский патерик. Т. 2. С. 98–122.

34

Преподобный Паисий вначале как послушник, а позднее как рясофорный инок какое-то время жил в монастыре Филофе́й.

Страница notes