Новые правила философа Якова - стр. 1
© П. Гельман, 2021
© К. Батынков, рисунки, 2021
© ООО «Новое литературное обозрение», 2021
Когда философ Яков пребывал в депрессии, то чтобы выйти из нее, он нуждался в последствиях своих действий. Хотя бы в самых неприятных последствиях, но чтобы хоть что-то вытекало из его жизни.
«Как изменить свою жизнь?» – как-то спросили философа Якова. «Не трогайте саму жизнь, – посоветовал Яков. – Лучше займитесь своим кумиром. Обнаружьте, кто ваш кумир на этом этапе жизни, и разоблачите его. Вообразите себя пиарщиком, которого наняли для дискредитации конкурента. Когда вы смешаете его с грязью, жизнь сама понемножку начнет меняться».
Философ Яков любил читать некрологи в английской прессе. У него была стойкая фантазия, что однажды позвонит британский адвокат и сообщит, что у Якова оказался в Лондоне дядя, который внезапно умер и оставил Якову 13 миллионов фунтов стерлингов. Яков читал некрологи медленно, с любовью и по слогам, пытаясь оживить в своем сознании образ любимого дяди, которого он никогда не видел. Потом Яков ложился на диван, закрывал глаза и начинал ждать звонка от юристов.
Один писатель с трепетом признался философу Якову, что уже много лет ждет сюжет, который будет послан ему Всевышним. «Этак вы никогда не дождетесь, – заметил Яков. – Поскольку вы ожидаете, что этот сюжет будет вручен вам торжественно под дробь барабанов. Нет, настоящий писатель похож на кошку, которая сворачивает за угол потому, что там вкусно пахнет…»
«Как стать добрым, если ты злой?» – спросил Якова один усталый человек. «Нет вообще ни добрых, ни злых. Это заблуждение, – сказал Яков. – А просто люди хотят что-то делать и видеть результаты. Если делать зло, то результаты увидишь быстрее, чем от добра. Бывает, улыбнешься человеку, а результата нет. А укусишь – результат тут же налицо. Вот и вся причина. Поэтому вам просто надо перейти с системы быстрых результатов на систему более долгих, отсроченных результатов. И вы неминуемо придете к добру».
Философ Яков как-то сказал: «Мудрость – это бояться равномерно. То есть бояться не чего-то одного, а всего понемногу…»
Философ Яков решил попробовать себя в качестве актера. Он упросил режиссера Владимира Мирзоева прослушать его. Яков прочитал Мирзоеву монолог Гамлета «Быть или не быть».
– Неплохо, – сказал доброжелательный Мирзоев. – Но не хватает личного содержания. Мне кажется, что главный вопрос Гамлета вы для себя уже решили.
– Как это? – растерялся Яков.
– Вы решили, что «быть», – сказал Мирзоев – Вам нравится жить. А Гамлету не нравится. Идите и накопите жизненный материал по теме «не быть». А потом приходите.
Яков шел по улице и встретил философа Ганушкина.
– О, Яков! – обрадовался Ганушкин. – Вы же должны мне десять рублей! Ваш долг у меня выкупил философ Чмуро. Вы теперь должны или отдать ему деньги, или написать за него диссертацию «Духовные скрепы как криптовалюта».
– Это как? – испугался Яков.
– Ну, смотрите… Есть какое-то ограниченное количество духовных скреп – скажем, народность, самодержавие, еще что-то… Но от интенсивной духовной работы количество скреп должно увеличиваться в неограниченных объемах – как криптовалюта. Чем больше вы о них размышляете, тем их больше – сто, двести, тысяча! Чмуро предлагает создать обменные пункты, где скрепы можно будет менять на рубли.
Яков вздрогнул и побежал обратно… к Мирзоеву.
«Как понять самого себя?» – спросили философа Якова. «Надо разобраться с людьми, которые живут внутри вас, – посоветовал Яков. – Некоторые люди занимают неоправданно большое место в вашей голове и душе. В реальной жизни их мало, а внутри вас их много. Другие – наоборот. Они с вами постоянно, а внутри вас их почти нет. И тот и другой случаи говорят о каких-то проблемах. Это симптомы! Почему вы вытесняете тех, кто постоянно с вами, какую травму они вам наносят? А те, кого много, хотя их мало, – почему вы нуждаетесь в них, зачем вы так много фантазируете о них? Они способны дать вам то, чего вам недостает?»