Новые опыты о человеческом разумении
1
Имеется в виду «Опыт о человеческом разумении» (1690) Д. Локка; труд Лейбница создавался как ответ на это сочинение в 1703–1704 гг. – Здесь и далее примеч. ред.
2
Prolepseis – термин в теории познания стоиков, означавший «естественные» общие понятия. Некоторые стоики считали эти понятия врожденными.
3
Semina aeternitatis (лат.) – семена вечности. Zopyra (греч. ζωπυϱον) – догорающий огонь, жар, таящийся в пепле, из которого можно снова раздуть пламя.
4
Речь идет о диалоге Платона «Менон» (81b – 86b).
5
Речь идет о сочинении Р. Бойля «Dissertatio de intestinis motibus particularum solidorum quiescentium, in qua absoluta corporum quies in disquisitionem vocatur» (Genevae, 1680).
6
«Что есть, что было и что должно быть» (Вергилий. Георгики IV, 394).
7
Речь о статье «Рорарий» в «Историческом и критическом словаре» П. Бейля. Иероним Рорарий (1485–1556) – папский нунций при дворе Фердинанда Венгерского, автор сочинения (1547) о разуме животных; он считал, что звери лучше используют разум, чем люди.
8
Пневматикой вплоть до конца XVII в. называли науку о душе.
9
«Новости из республики ученых» – журнал, издавался П. Бейлем в Амстердаме в 1684–1687 гг.
10
Тем, что мало (греч.).
11
Метемпсихоз – переселение душ из одного существа в другое.
12
Под аверроистами подразумевается, видимо, Сигер Брабантский (ок. 1240–1284) и его последователи. Квиетисты (от лат. quies – покой) – мистико-аскетическое течение в католицизме; оно уповало на слияние человеческих душ с Богом посредством пассивного созерцания.
13
Имеется в виду Эдвард Стиллингфлит (1635–1699), который в трактате «Discource in vindication of the doctrine of the Trinity» (1696) обрушился с критикой на философию Локка; за этим последовала дискуссия между ними, длившаяся в течение двух лет.
14
Здесь и далее ссылки на сочинения Локка даются по изданию: Д. Локк. Избранные философские произведения в двух томах. М., 1960. В квадратных скобках вначале указан номер тома, а затем – страницы.
15
«Математические начала натуральной философии» (Philosophia naturalis principia mathematica); книга опубликована в 1687 г.
16
Сбудется все, возможность чего отрицал (лат.). – Овидий. Скорби (Скорбные элегии) I, VIII, 7.
17
Симон де ла Лубер (1642–1729) – писатель и путешественник, по возвращении из Сиама в Париж выпустил книгу «О сиамском королевстве» (1691).
18
Роберт Фладд (1574–1637) – английский врач, натурфилософ и мистик, выпустивший в свет в 1638 г. трактат «Philosophia moysaica in qua sapientia et scientia…».
19
Речь идет о Николя Мальбранше.
20
Франсуа Бернье (1620–1688) – французский врач и путешественник. Его большое сочинение в защиту философии Гассенди было опубликовано в Лионе в 1678 г.
21
Дамарис Мэшем (1659–1708) – английская писательница, философ, теолог и защитница женского образования.
22
Кэтрин Кокберн, урожд. Троттер (1679–1749) – английская писательница, философ. Работу в защиту Локка она опубликовала в 1702 г.
23
Энн Конвей (Конуэй) (1631–1679), сестра канцлера Финча, была автором сочинения «Opusсula philosophica quibus continentur principia philosophiae antiquissimae et recenticcimae» (1690).
24
Франсуа (Франциск) Меркурий ван Гельмонт (1614–1698?) – голландский алхимик и писатель. Лейбниц был его приятелем.
25
Генри Мор (1614–1687) – крупнейший среди кембриджских неоплатоников XVII в., активный противник Гоббса и Спинозы.
26
Археи – термин, употреблявшийся врачами Парацельсом и Яном Баптистом ван Гельмонтом (отцом Франциска Меркурия ван Гельмонта) в смысле духовных начал жизни.
27
Не ведают смерти души (лат.). – Овидий. Метаморфозы XV, 158.
28
Теофил (греч.) означает «любящий бога», тогда как имя Филалет (греч.) переводится как «друг (любитель) истины».
29
Якоб Арминий (1560–1609) – нидерландский протестантский богослов, основатель секты ремонстрантов (их звали также арминианами).
30
Энтимемой в логике называют сокращенное умозаключение, в котором некоторые посылки (или заключение) лишь подразумеваются.
31
Subvenire (лат.) означает «приходить на помощь».
32
«Менон», 81b – 86b.
33
Здесь и далее в тексте пропущены номера параграфов, соответствующие параграфам «Опыта…» Локка, которые Лейбниц не комментировал.
34
Tempore vel natura (лат.) – во времени или по природе.
35
Кенельм Дигби (1603–1665) – английский философ-эклектик, пытавшийся соединить картезианскую физику с платонизмом. Здесь речь идет о его сочинении «Demonstratio immortalitatis animae rationalis», 1651, tract. 1: De natura corporum, cap. 17.
36
Имеется в виду эмпирически вычисленная в 1586 г. математиком Лудольфом ван Зейленом (ван Цейленом, или ван Кёленом) величина π, т. е. отношение длины окружности к диаметру. Арифметическим тетрагонизмом Лейбниц называет свое открытие (1674) формулы >π/>4 = 1 – >1/>3 + >1/>5 – >1/>7…
37
Petitio principii (лат.), т. е. (предрешающее) желание основания. Это логический термин, означающий ошибку бездоказательного принятия вывода или же получения его из посылок, исходящих уже из этого вывода (в последнем случае данная логическая ошибка превращается в ошибку ложного круга).
38
Если есть надежда обмануть, то святое с мирским помешается (лат.). – Гораций. Послания I, 16, 54 (в переводе Н. Гинзбурга: «Будь же надежда то скрыть, ты святое смешаешь с запретным»).
39
Инка Гарсиласо де ла Вега (1539–1617) – перуанский историк стран Латинской Америки. Его книга называлась «Historia general del Peru…».
40
Так как он никогда не имел сношений с женщинами и мальчиками, а только с ослицами и самками мулов (лат.). Мартин Баумгартен (1473–1541) в 1507 г. объездил страны Ближнего Востока, описание их было издано в Нюрнберге в 1591 г., после смерти путешественника.
41
Рим. 2: 15.
42
Родственную шкуру щадит (лат.). – Ювенал. Сатиры XV, 159.
43
Поскольку природа установила родство между всеми людьми, то поэтому злоумышление человека против человека беззаконно (лат.). – Дигесты I, 1, 3. Дигесты – составленный в 530–533 гг. сборник извлечений из трудов авторитетных римских юристов, важнейшая часть свода римского гражданского права.
44
См.: Тацит. Анналы VI, 6. Платон говорит об этих душевных страданиях в диалогах «Горгий» (472с – 474с) и «Государство» (609–610).
45
Я вижу тебя (ит.).
46
О том поют и хвалят то, говорят о том и слушают, о том и пишут и читают, а прочитав, пренебрегают (лат.).
47
Иосиф Скалигер (1540–1609) – сын Юлия Цезаря Скалигера (1484–1558), известного итальянского ученого эпохи Возрождения. Был профессором в Лейдене. Здесь Лейбниц имеет в виду его сочинение «Cyclometrica elementa» (1594), а также работу Т. Гоббса «De principiis et ratiocinatione geometrarum» (1668).
48
Эдуард (Эдвард) Герберт, лорд Чербери (1583–1648) – основатель английского деизма. Здесь имеется в виду его трактат «De veritate…», опубликованный в Париже в 1624 г.
49
То самое через это самое (лат.), т. е. тавтология.