Размер шрифта
-
+

Новые молодежные движения и солидарности России - стр. 6

На формирование новых форм социальности сказывается разнообразие стилей жизни, выбираемых и практикуемых теми или иными группами молодежи. Стиль жизни становится значимым социальный ресурсом современности, вместе с этим снижается значимость унаследованного социального и культурного капитала родителей. Не менее значимым для понимания контекстов молодежных солидарностей современности становится культурно-географический ландшафт, локальные карты молодежных культурных сцен различных регионов и территорий, особые приметы которых могут зависеть от экономической ситуации, культурных инфраструктур, политических климатов, циркулирующих дискурсов, этно-религиозных особенностей и многого другого. Так, например, разительно отличаются стили жизни сельских и городских тусовок, молодежи российских периферий, мегаполисов или столиц. По-новому расшифровываются смыслы глобальных и локальных включений в те или иные солидарные или субкультурные активности.

Трудно, да и вряд ли возможно охватить все нюансы современной молодежной жизни. Важно, что молодежь – это один из самых привлекательных и интересных сюжетов для исследовательского анализа. Важно, чтобы эти исследования становились более открытыми для голосов самой молодежи, чтобы учитывали молодежную разность и были в минимальной степени политически ангажированными проектами, ориентированными на «исправление» неправильных молодых и неправильной молодости.

В чем привлекательность солидарного подхода? На современных молодежных культурных сценах существуют некоторые идейные векторы, вокруг которых консолидируется молодежь, принадлежащая к разным субкультурам, движениям, группированиям. Так, на данный момент, одним из наиболее потенциально сильных фокусов социальной солидаризации определенных сообществ «альтернативной» молодежи являются антикапиталистические настроения, среди других векторов: коллективизм-индивидуализм; пацифизм-воинственность; анархизм-порядок; тоталитаризм-демократия; патриархат-гендерное равенство, потребительство-аскетизм. Особенность современных российских молодежных практик участия в социальных движениях заключается в усилении значения сетевых сообществ и пространства Интернет для мобилизации и поддержания организационных структур. Солидарный подход помогает увидеть особенности не только внутригрупповых, но межгрупповых коммуникаций, описать «буферные» пространства перехода. Излишняя концентрация внимания на субкультурных группах с привычными медийными именами, затрудняли понимание все более усложняющихся взаимоотношений между культурным меньшинством и большинством (продвинутой и нормальной молодежью), молодежным мейнстримом и отдельными группами, «культурный разговор» различных молодежных групп друг с другом. Использование солидарного подхода позволяет выйти на основные линии ценностно-культурных напряжений в межгрупповых коммуникациях, сделать акцент на особенностях симпатий и вражды внутри молодежного пространства. Интенсивность притяжений и отталкиваний (напряжений внутри межгрупповых коммуникаций) позволяет судить о ключевых ценностях и идеях, вокруг которых разворачивается символическая борьба. В этой борьбе отражаются как собственные поиски групповой и индивидуальной аутентичности, так и степень (мера) влияния дискурсивных практик (государственных, политических, медиа) на отдельных индивидов и группы в целом.

Страница 6