Размер шрифта
-
+

Новые молодежные движения и солидарности России - стр. 27

Если подводить итог, то паркур в рассматриваемых теоретических работах представлен как специфическое протестное движение. Однако, следует понимать, что речь здесь идет не об открытом протесте, а скорее о «косвенном», не всегда рефлексируемом, который является лишь частью специфических физических практик. Например, если бы эти же самые практики реализовались в лесу, то о протесте не было бы речи, так как не было бы такого пространства, где бы была «сконцентрирована» власть. Ценность этих работ состоит в том, что в них учитывается специфика места, где осуществляются практики, и то, какой они могут иметь смысл. Действительно, перепрыгивающий через ограждение трейсер будет отличаться от тех людей, которые «принимают правила игры» современного городского пространства, и обходят ограждение в предусмотренном направлении.

Проблема состоит в том, что паркур хотя и выступает новым явлением в плане физических практик, но он весьма схож с другими существующими альтернативными видами спорта. Заслуга работы Майкла Аткинсона состоит в том, что он четко ограничил объект своего исследования (небольшая группа трейсеров в Торонто). Однако, он указал, что в фокус его исследования не входит анализ воздействия процессов спортизации и коммерциализации на паркур. Вместе с тем, данные процессы всегда оказывали влияние на развитие альтернативных видов спорта, формируя новые практики и смыслы, тем самым проводя новые границы внутри сообщества. Игнорируя влияние этих процессов, мы рискуем не увидеть значимые изменения внутри того или иного альтернативного спорта, продолжая описывать его в состояние «статики».

Влияние процесса коммерциализации на паркур можно проследить довольно четко. Здесь, в первую очередь, следует упомянуть СМИ, которые, как пишет Аткинсон, стали конструировать из паркура субкультуру, ориентированную на стиль. После такой «трансформации», торговые корпорации получили возможность «снабжения» различной продукцией как самих трейсеров (например, одежда, обувь, различные дополнительные «атрибуты» с символикой), так и эксплуатации образа паркура для продажи товаров (например, компьютерных игр, музыки, телевизионных шоу и других товаров, где для продвижения нужна «эффектная картинка»). В какой-то момент паркур начинает продвигаться как бренд, а специфика бренда состоит в том, что в нем «преувеличены» определенные, выгодные для «продавца», черты (эффектность, яркость, вызов и так далее) и приуменьшены другие (изнурительные тренировки, риск получения травмы, философия и так далее). А так как СМИ и торговые корпорации обладают большими экономическими ресурсами, то их образ паркура начинает стремительно распространяться по миру, изменяя практики паркура и конструируя новые идентичности трейсеров.

Страница 27