Размер шрифта
-
+

Новые молодежные движения и солидарности России - стр. 17

Свои работы авторы-основатели сообщества сравнивают ни больше, ни меньше как с искусством, в котором используемая фотография должна гармонично сочетаться с придуманным слоганом: «Демотиваторы – такой же вид искусства… Цель распространения демотиваторов – самовыражение авторов в искусстве и определённое эстетическое наслаждение ценителей». Показательно, что долгое время аватаром у этого информанта служила фотография Мерлина Менсона. В демотиваторах их создатели пытаются найти новые формы художественной выразительности, позволяющие наиболее реалистично показать окружающей мир. В этом же духе они относятся и к своим работам: для них это не способ развлечения или времяпрепровождения, а репрезентация своих переживаний, главным из которых является осознание бессилия изменить природу общества и самого человека.

Не претендуя на изменение мира, авторы, тем не менее, задумываются о влиянии на свою аудиторию. Не все из них готовы творить лишь для узкого круга ценителей, некоторым нужно признание большинства зрителей. Отметим, что авторы хорошо известных мемов, в частности в исследовании участвовал создатель пакона[11], и в них видят не только весёлые картинки. На их взгляд, подобные работы тоже не лишены особого символического смысла. И хотя в самой группе «Демотиваторы. ру» идея того же пакона подверглась жёсткой критике со стороны администраторов, а демотиваторы с ним были названы «плодом больной фантазии», её автору без труда удалось набрать свою группу «ВКонтакте» из почти 200 человек. В ней, в отличие от других подобных групп, быстро установились особые традиции, вроде «Дня рождения пакона».

Перед всеми авторами демотиваторов встаёт одна общая проблема: как закрепить своё имя за работой. В большинстве случаев демотиваторы не подписываются, только иногда уже достаточно известные авторы ставят свои копирайты. Но и эта традиционная мера защиты не помогает сохранить авторство, т. к. копирайты легко затереть. К тому же можно просто сделать точную копию любой работы, чтобы впоследствии разместить её в Интернете уже под своим именем на другом ресурсе. Проблема авторства осложняется еще и тем, что при создании демотиваторов необязательно быть автором самого рисунка или подписи к нему. Чаще всего фотографии или другие картинки заимствуются из многочисленных подборок, а авторы соревнуются в остроумных слоганах к ним. Скажем, на одну и ту же фотографию выпускницы, теперь известную в сети, как Даша из Владивостока, только на сайте www. demotivators.ru было вывешено 32 плаката! А сама эта фотография изначально бралась с личной странички девушки в одной из социальных сетей. Также вольно демотиваторщики обращаются и с известными произведениями искусства, кадрами из фильмов и мультфильмов, заявляя своё авторство на работы с их использованием. Нет чётких запретов и на копирование подписей. Некоторые из них, вроде «Угадай страну по фотографии», давно превратились в самостоятельные мемы, так что их подлинных авторов установить сейчас практически невозможно, тем более, что при создании демотиваторов используются и такие специальные художественные приёмы, как комбобрейкеры, когда на одном постере изображаются сразу несколько разных демотиваторов. С авторством трудно разобраться ещё и потому, что для оформления работ категорически запрещается употреблять местоимение «я». Таким образом, выходит, что демотивация – это занятие не для тех, кто хочет заявить о себе, сделать известным своё имя, пусть хотя бы и сетевой псевдоним. Даже если просто посмотреть на используемые авторами для своего представления в контактной группе аватары (на сайте аватары не размещаются), они часто представляют собой фотографии, выполненные со спины или показывающие лишь часть лица. Из всех десяти администраторов лишь у одного аватаром служит обычная фронтальная фотография.

Страница 17