Новые чудеса преподобного Сергия - стр. 5
Как известно, вся жизнь Преподобного прошла под знаком служения Пресвятой Троице. Это было предзнаменовано до его рождения чудесным троекратным возглашением во чреве матери во время Литургии (перед чтением Святого Евангелия, во время Херувимской песни и с возгласом священника «Святая святым»). Иерей, крестивший младенца, предвозвещает: «Будет он обителью и слугой Святой Троицы». То же предсказание повторяет старец-монах, отверзший ум отроку Варфоломею. И вот вместе с братом Стефаном преподобный Сергий впервые на Руси посвящает храм Пресвятой Троице. Именно после этого в нашем Отечестве стали воздвигаться монастыри и храмы в честь Троицы по примеру обители Сергия. Не случайно и знаменитая икона Живоначальной Троицы преподобного Андрея Рублева была написана здесь «в честь и похвалу преподобного Сергия».
Почему же храм и обитель Сергия посвящены Троице? Мы исповедуем, что Бог Един по существу, но Троичен в Лицах. Троица являет Собой абсолютное Божественное единство. А на Руси в XIV веке царили взаимные разделения, и потому не хватало сил преодолеть общественные потрясения. Епифаний Премудрый пишет, что авва Сергий посвятил свой храм Троице, дабы воззрением на Святую Троицу побеждалась ненавистная рознь мира сего. То есть для русского человека храм, посвященный Троице, становился символом единения, братства и через это – внутреннего укрепления.
Впрочем, за всем этим стояло таинственное духовное делание Преподобного, в котором его ум восшел к зрению Божественной тайны Пресвятой Троицы. Не случайно преподобный Сергий считается родоначальником созерцательного подвига на Руси. Это тот подвиг, в котором греческие отцы-исихасты, современники святого Сергия, восходили к созерцанию нетварного Божественного света. В житии Преподобного мы видим ясные указания на явление ему этого Премирного света.
Древнерусские подвижники чаще имели видения темных сил. Страхования не обошли стороной и преподобного Сергия на начальном этапе его подвига. Но его духовное делание не ограничилось победой над вражьими искушениями. Преподобному Сергию является высшая небесная сила – в образах огня и света. Небесный огонь был виден во время Литургии при освящении преподобным Сергием Святых Даров. Благодатный огонь озарял весь алтарь и окружал священнодействующего Сергия. А когда Преподобный готовился причаститься Святых Таин, Божественный огонь свился, «как бы некая чудная пелена», и вошел внутрь Святой Чаши. Таким образом, преподобный Сергий причастился этого огня, как сказано в Троицком патерике, «неопально, как древле купина, неопально горевшая».