Новгородская земля. Природа. Люди. История. Хозяйство - стр. 31
Новгород издавна является значимым центром образования. В 1034 г. князь Ярослав Мудрый создал в Новгороде школу на 300 мальчиков из городской и сельской местности, с этого начинается новгородская традиция приобретения всем населением грамотности. В 1706 г. братья Лихуды – Иоанникий и Софроний – основали в Новгороде в его Кремле Греко-латинскую школу, похожую на Славяно-греко-латинскую академию в Москве.
Вызывают всеобщее восхищение древние берестяные грамоты ХI – ХV вв., найденные во второй половине ХХ в. в Новгороде, свидетельствующие об очень высоком уровне (для того времени) грамотности населения. Новгородцы писали письма, делали деловые записки на бересте (т. е. специально подготовленной березовой коре), царапали на ней буквы костяным острием, металлическим или деревянным заостренным стержнем или на восковых табличках (как в античном мире). Находка новгородских берестяных грамот оценивается как одно из самых замечательных археологических открытий ХХ в. Первые 10 грамот на березовой коре были обнаружены в 1951 г. в Новгороде экспедицией члена-корреспондента Академии наук СССР, профессора Артемия Владимировича Арциховского (1902–1978), видного отечественного историка, археолога. Он руководил более 30 лет раскопками в Новгороде. Позже берестяные грамоты нашли и в некоторых других древних русских городах. В Новгороде обнаружено наибольшее количество берестяных грамот, их известно более 750. Наибольшее количество новгородских берестяных грамот относится к ХIV в.
Традиции грамотности, интерес к расширению знаний, образованность в сочетании со свободолюбивым смелым нравом новгородцев определили отличительные черты не только в характере мужчин, но и женщин.
Феминистические российские настроения появились именно на Новгородской земле, где женщина издавна пользовалась уважением. С давних времен в Новгороде вдовы пользовались особым уважением в обществе. В сознании новгородцев женщины имели право на свое мнение и определенную свободу. В древнем Новгороде грамотность была достижимым делом для женщин. Одно из сохранившихся и наиболее древних любовных посланий имеет новгородский адрес; в нем влюбленный прямо обращается к девушке, делает предложение выходить за него замуж, т. е. вначале хочет узнать ее решение, а не волю ее родителей. Написано так: «От Никиты к Ульянице. Иди за меня замуж. Я тебя хочу, а ты меня. А на то свидетель Игнат Моисеев» (№ 377, ХIII в.).
Новгород дал прецедент допустимости политического лидерства в республиканских условиях женщины, доказал реальность руководства женщиной крупной влиятельной политической группировкой. При всех больших грехах, ошибках, недостатках вдова новгородского посадника Исака Андреевича Борецкого – Марфа Исаковна Борецкая, или Посадница (см. с. 107), несомненно, была яркой личностью. Она смогла со смелостью и ловкостью возглавить «литовскую» партию, изощренно закрутить политическую авантюру, была решительной и жесткой, но потерпела поражение, недооценив силу Москвы (казнена после 1471).