Новгородская земля. Природа. Люди. История. Хозяйство - стр. 24
В княжеский и царский период появилась и жила русская пословица: «Новгород – отец городов русских, Киев – мать, Москва – сердце, Петербург – голова» (Санкт-Петербург с 1712 г. был столицей Российской империи, этот город в октябре 1917 – марте 1918 гг. был столицей Советского государства). На Руси было заведено, что отец, мужчина верховодит в семье, делах, государстве, берет на себя главную ответственность, является истоком и пружиной передовых начинаний. Именно таким был Великий Новгород в судьбе славянских государств и прежде всего – России.
Именно в Новгороде началась христианизация России. Князь Владимир Красное Солнышко (княжил в Новгороде в 968/969—972, великий князь киевский с 980) в Киеве крестил (988) Русь по православному обряду. Великий Новгород – самый древний (с 988–989) христианский центр Северной Руси, современной России. Человек с опытом новгородского княжения крестил Древнюю Русь.
Новгородский князь во главе объединенного русского войска – Александр Ярославич Невский (1220–1263) победами над шведами на р. Неве (1240) и над немецкими рыцарями на льду Чудского озера (1242, Ледовое побоище) спас Русь от вхождения в западный католический и протестантский мир. Благодаря ему и новгородцам Русь повернула в сторону Византийского православного Востока. Князь Александр Невский нашел оптимальный рецепт взаимоотношений с ордынским ханом, ордынцами. Он не только спас Русь от политического краха, физического уничтожения, но и способствовал сохранению нравственного здоровья своих соотечественников, дал пример верности Православию, пример необходимости разумного терпения, допустимости непринципиальных жертв ради великих целей, стал на долгие века символом – по большому счету – непобедимости Руси-России, фактически своими действиями сформировал важный военно-политический принцип россиян: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»
Опыт новгородского княжения (1236–1251) Александр Невский широко использовал, став великим князем владимирским (с 1252). Новгородский опыт сделал его мудрым и дальновидным политиком, который своими действиями ослабил тяготы ордынского ига, стал примером для других русских князей. Князь Александр Невский одним из первых осознал, что еще на Руси не пришло время для победоносной борьбы с ордынцами, первым угадал определенную выгоду от союза с ними. Вне сомнений, ордынское иго (1237–1480) было огромной бедой для Руси, ордынскому хану русичи были вынуждены платить «выход» – огромную дань. Но ханы не вмешивались во внутренние дела Русского государства, не мешали ему увеличивать свои территориальные владения (а значит, богатства, с которых ордынцам платили дань), не вмешивались в религиозную жизнь русичей, давали определенные привилегии православным священнослужителям, кроме того, неизбежно и независимо от них притормаживали процесс вторжения на Русь западных рыцарских войск (было опасно для них грабить данников ордынцев). Ордынцы-кочевники не стремились осесть на русских землях, не включали их в свои владения, не ликвидировали княжескую власть, а только ставили русских князей в зависимое положение, не намеревались истребить Православие на Руси. Западные враги хотели захватить русские земли, включить их в состав своих владений, поставить на них свою администрацию, а главное – ликвидировать Православие на Руси. Новгородский князь Александр Невский отказался принять помощь от Папы Римского в борьбе с ордынцами, чем спас Русь от духовного и физического порабощения. В большой мере именно благодаря новгородцам на Руси, в России была сохранена и надежно утвердилась в сознании подавляющей части населения православная социальная психология. Православие осталось главным духовно-нравственным стержнем при формировании личности и выборе жизненной позиции русичей, россиян.