Новгородская земля. Природа. Люди. История. Хозяйство - стр. 15
Мало кто из былинных и исторических деятелей столь хорошо известен, как Садко – новгородский богатый гость (купец), гусляр, мореплаватель, герой широко известных музыкальных и поэтических произведений. Садко скорее всего лицо совсем не вымышленное. В Новгородском кремле при раскопках были найдены остатки церкви 1167 г., построенной купцом Сотко Сытиничем (Сытинец). Вполне возможно, что новгородский гражданин Сотко Сытинич стал прототипом сказочного Садко. Широко известен и другой былинный богатырь – воин новгородец Василий Буслаев.
В новгородских былинах купец Садко представлен как герой-богатырь, причем отличительной чертой былин о Садко является то, что подвигом представлена именно его торговая деятельность. В разных редакциях известны события жизни Садко, выбившегося из гусляров в богатые купцы. Однажды он снарядил караван из 30 кораблей и с другими купцами поплыл торговать. В море торговцы-мореходы поняли, что морской царь требует дани – серебро, золото, жемчуг и человеческую жертву, по жребию ей оказался Садко. Играя на гуслях, он заставил плясать морского царя, из-за чего началась страшная морская буря – шторм, стали тонуть корабли и гибнуть люди. Николай Угодник заставил Садко прекратить игру на гуслях. Садко столь приглянулся морскому царю, что он захотел его женить на морской девице, что и свершил. После свадебного пира Садко заснул, а проснулся, к своей великой радости, в родных местах, на Новгородской земле, увидел, что по р. Волхов плывут его корабли с товарами и казной. В благодарность за свое спасение купец Садко построил в Новгороде церковь.
Другой популярный персонаж новгородских былин – Василий Буслаев – герой-богатырь, боярский сын, бесшабашный пьяница, любитель помериться силой с кем угодно, вступавший в бой чуть ли не со всем Новгородом. Но со временем он осознал свои грехи и поехал их замаливать на Святую землю. Возвращаясь из Иерусалима, погиб, но был он уже безгрешным, и его ждала бесконечная небесная жизнь.
Издавна славятся мощными духовными традициями и внешней красотой древние новгородские храмы и монастыри. Военные действия, экономические потрясения, атеистическая идеология советского периода определили сохранность далеко не всех храмов и обителей. Но с конца ХХ в. происходит возрождение религиозных центров, восстанавливаются и начинают снова действовать храмы и монастыри. Сейчас в Новгородской области действуют пять православных монастырей (три мужских и два женских): Свято-Преображенский Варлаамо-Хутынский, Валдайский Иверский Свято-Озерский Богородицкий, Новгородский Юрьевский и Никола-Вяжищский, Перынский Рождество-Богородицкий.