Новейшие сочинения. Все темы 2014. 10-11 классы - стр. 43
Теория Раскольникова, главного героя романа, возникает на этой исторической почве. Он видит страдания простого человека, понимает, что причина их – в социальной несправедливости. Что делать? Смириться? Бороться? По его мнению, вступить в единоборство с этим безумным и грязным миром может только необыкновенная личность.
Наблюдая русскую жизнь, размышляя над отечественной и мировой историей, Раскольников пришел к мысли, что не только исторический прогресс, но и всякое развитие осуществлялось и осуществляется за счет кого-то, на чьих-то страданиях, жертвах и крови. Жизнь и история как будто вполне убеждают героя, что все человечество подразделяется на две категории, на два разряда.
Есть люди, безропотно принимающие любой порядок вещей, «твари дрожащие», и есть люди, смело нарушающие моральные нормы и общественный порядок, принятый большинством, «сильные мира сего». Великие личности, «творцы истории» Ликург, Магомет, Наполеон не останавливаются перед жертвами, насилием, кровью ради осуществления своих идей. Мир так устроен, что развитие общества совершается за счет угнетения «тварей дрожащих» «наполеонами».
Идея Раскольникова далеко не наивна. Поделив людей на две категории, Раскольников сталкивается с вопросом, к какому разряду людей принадлежит он сам: «…Вошь ли я, как все, или человек? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…». И он уверяет себя, что является необыкновенным человеком, прирожденным «властелином судьбы». Власть ему нужна, чтобы спасти Полечку, Соню, Катерину Ивановну, все страдающее человечество. Убийство вредной, жадной старухи задумано Раскольниковым как проверка на частном случае своей страшной теории. Обосновывая убийство, герой заявляет: «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил». Его теория заключается в том, что если в душе человека есть холодный расчет, то он может совершить безнаказанно преступление. Совесть, душа – все это бред, выдумки слабовольных людей. Это и была его главная ошибка.
На практике теория Раскольникова потерпела крушение. После убийства старухи он потерял контроль над собой. У Раскольникова сработал инстинкт самосохранения, появилось дивное желание вырваться на свободу. Вместо одного убийства он совершил три: убил ни в чем не повинную Елизавету, а вместе с ней и ее нерожденного ребенка. А ведь на убийство старухи он шел отчасти ради нее. Раскольников был уверен: его не будет мучить совесть. Но неожиданно для него самого он испытывает муки: и от того, что не сумел «стать над всем муравейником», и от того, что не может смотреть матери в глаза, разговаривать с сестрой, с Разумихиным, что чувствует кровь на своих руках. Его преступление оборачивается духовным самоубийством. Он говорит: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку».