Новейшие сочинения. Все темы 2014. 10-11 классы - стр. 39
II. Петербург Достоевского.
1. Идейно-художественный смысл образа города в романе.
2. Удушливость городского пейзажа.
3. Петербургские трущобы.
III. Петербург – соучастник преступления Раскольникова.
События в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» происходят в Петербурге. Это произведение иногда называют «петербургским романом».
К образу Петербурга обращались поэты, начиная с XII века. Впервые поэтический образ города был создан В. Тредиаковским. Петербург прославляли Державин, Батюшков. Рубежом в разработке и воплощении темы Петербурга явилось творчество А. С. Пушкина. До Пушкина произведения о Петербурге носили описательный характер. Воспевалась красота столицы, сообщались те или иные моменты ее истории, быта, культуры, знаменательные происшествия. Воздавалась хвала Петру как основателю города. Пушкин-реалист создал образ современного Петербурга с позиций исторических и социальных, политических и философских.
Тема большого города занимает значительное место в творчестве Н. А. Некрасова. Поэт описал не блеск нарядных улиц столицы, а ее печальные окраины, положение обитателей трущоб.
Ф. М. Достоевский изобразил Петербург 60–70-х годов ХIХ века, в пору стремительного развития российского капитализма. Петербург Достоевского – город кричащих контрастов, символ бесчеловечности самой действительности.
Преступление Раскольников совершает в Петербурге. И это не случайно: самый фантастический на свете город порождает самого фантастического героя. У Достоевского место, обстановка, природа неразрывно связаны с героями, составляют с ними единое целое. В романе есть лишь несколько кратких описаний Петербурга, напоминающих театральные ремарки, но их вполне достаточно, чтобы проникнуть в «духовный» пейзаж.
Городской пейзаж в романе «Преступление и наказание» – пейзаж психологический. Он органически связан с душевным состоянием героя и соответствует больным, диким мыслям Раскольникова, замышляющего убийство.
Блуждая вместе с героем по Петербургу, мы ощущаем прежде всего невыносимую духоту. Это ощущение духоты становится лейтмотивом романа. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, – все это разом неприятно потрясло и без того расстроенные нервы юноши».
Чтобы довершить отвратительную картину города, Ф. М. Достоевский насыщает ее запахами, которые постоянно сопровождают героя: в комнате Мармеладова было душно, «…с лестницы несло вонью…, из внутренних помещений, сквозь непритворенную дверь, неслись волны табачного»; в распивочной «…было душно, так что было даже нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным».