Размер шрифта
-
+

Новейшая история стран Азии и Африки. XX век. 1900–1945. Часть 1 - стр. 65


В 1905 г. Сунь Ятсен и его сторонники в Японии создали новую политическую организацию, получившую название Китайский объединенный революционный союз. Его программа («три народных принципа»), была составлена Сунь Ятсеном и получила высокую оценку не только среди его единомышленников, но и за пределами Китая со стороны прогрессивной интеллигенции в России, Западной Европе, а также в Японии. Первый принцип звучал как «национализм» и означал, что первоочередной задачей для Китая является свержение цинской династии и возвращение власти китайскому (ханьскому) правительству. Второй принцип был назван «демократизм» (или «народовластие») и означал установление в стране после свержения монархии буржуазно-демократической республики. Третий принцип – «народное благоденствие», подразумевал справедливое решение главного для Китая вопроса – аграрного. Сунь Ятсен считал необходимым уравнение прав на землю и ее национализацию.

Этот тезис вызывал наибольшие нарекания даже у некоторых его сторонников, считавших такую установку преждевременной.

В то время с точки зрения социально-экономического развития Китай уже не представлял единого сбалансированного целого. Капиталистический уклад, развивавшийся со второй половины XIX в. во многом под влиянием внешних факторов, был представлен не только предприятиями, принадлежавшими западному капиталу, но и местной национальной буржуазией, объективно заинтересованной в распаде традиционной системы хозяйства. Национальный промышленный капитал особенно активно развивался в центральных и южных провинциях, к началу XX в. ушедших далеко вперед по сравнению с севером и северо-востоком Китая. Не случайно именно здесь реформаторы конца XIX в. и Сунь Ятсен (сами выходцы из этого региона) и другие оппозиционно настроенные по отношению к маньчжурам деятели нашли благодатную почву для своих идей.

Наиболее последовательным оппонентом Сунь Ятсена и его программы в то время выступал один из лидеров либеральных конституционистов Лян Цичао. Он подверг критике идеи Сунь Ятсена, считая, что вопрос о свержении цинской династии отнюдь не первоочередной для Китая, как и идея установления республиканского строя, который при определенных условиях китайской действительности тоже может выродиться в деспотическую диктатуру. Кроме того, по его мнению, предложенная Сунь Ятсеном национализация земли отнюдь не гарантировала коренное улучшение жизни многомиллионного китайского крестьянства. Однако какой-либо позитивной альтернативной программы ни он, ни его сторонники в то время так и не предложили.

Страница 65