Новая история стран Европы и Америки XVI–XIX века. Часть 1 - стр. 71
Третий вариант решения проблемы предложил Фридрих-Вильгельм – курфюрст Бранденбургский. С 1660 г. в курфюршестве создается система комиссаров – штейератов, отвечавших за сбор налогов и акцизов. Но подчинены они были не гражданскому чиновнику, а генерал-кригскомиссару. Опираясь на мощь военной машины, корона за два десятка лет укрепила свое право, лишив провинциальные ландтаги возможности влиять на сбор налогов.
Разрушение основ экономической зависимости податного сословия от сеньоров привело к кодификации всей системы юридическо-правовых норм. В 1683 г. в Дании появляется единый свод законов. Верховная судебная власть переходит в руки королевского суда. В Швеции единое общешведское уложение, вместо городского закона и ландслага, было разработано еще в 1686 г. королем-реформатором Карлом XI, но удалось утвердить его только после окончания Северной войны. Свод, состоящий из 9 частей, увидел свет в 1734 г. Он включал уголовный, гражданский, процессуальный и прочие кодексы. Наиболее долгий срок унификации законодательной базы прошли монархии в Польше, Австрии и Франции. В первой – из-за господства дворянской олигархии и самовластия провинциальных собраний. Польская конституция была выработана только накануне очередного раздела, в 1791 г. В Австрии – из-за сохранявшихся национальных парламентов – общегосударственные гражданский и уголовный кодексы появились в 1786 и 1787 гг. Во Франции гражданский и уголовный кодексы были созданы еще во второй половине XVII в.
Таким образом, в процессе эволюции государственных институтов и формирования абсолютистских режимов прослеживаются две основные тенденции. Во-первых, укрепление центральных органов власти с опорой на дворянство и буржуазию, при параллельном ущемлении прав представительных органов средневековья (парламентов). Во-вторых, подавление всеми доступными средствами сепаратистских тенденций аристократии и клира. Такое единство представителей буржуа и дворянства было возможным до определенной степени. Усиление первых привело к появлению так называемого просвещенного абсолютизма.
Являясь ответом на кризисные симптомы, такой абсолютизм не имеет ярко выраженных хронологических и территориальных параллелей. Как правило, проводить реформы новые правительства вынуждала необходимость консолидации внутренних ресурсов перед лицом угрозы национальному суверенитету и целостности страны. Характерное для средневековой Европы и Европы Нового времени представление о легитимности существования правительств базировалось на двух незыблемых основаниях: преемственности монархического строя и признании Божественного закона (соблюдение государственной религии). Не случайно, что многие «конституции» абсолютистских режимов подчеркивали обязанность короны соблюдать устоявшиеся правовые нормы, при относительной свободе в остальных сферах деятельности. XVIII век, с этой стороны, стал периодом наибольшего испытания традиционных порядков и мировоззрения.