Новая история стран Азии и Африки. XVI–XIX века. Часть 2 - стр. 21
Моголы разграбили Удайпур и Читор, разрушили индусские храмы. Радж Сингх ответил партизанской войной, в которой ему активно помогали местные крестьяне. Оставив в Раджпутане войско под началом сына, принца Акбара, Аурангзеб покинул Раджпутану, ибо мощные антимогольские движения в других частях империи не давали падишаху покоя. Воспользовавшись удобным случаем, Радж Сингх окружил могольские войска в ущелье, а спешившие им на помощь части разбил поодиночке. Принц Акбар вступил в переговоры с Радж Сингхом и вскоре заключил с ним тайный союз. Радж Сингх обещал Акбару в обмен на прекращение могольской экспансии в Раджпутане помощь в мятеже против отца.
В 1680 г. Радж Сингх умер; по некоторым сведениям, он был отравлен. После смерти Радж Сингха его сын и наследник Джай Сингх продолжил политику отца, и под его руководством раджпуты продолжали партизанскую войну. В 1709 г. Аджит Сингх был признан махараджей, а могольские войска покинули Раджпутану.
Еще одним центром антимогольской борьбы стал Бунделкханд. Его холмы, густые джунгли, скрывавшие неприступные крепости местных феодалов, никогда до конца не были покорены Моголами: словно сама природа предназначила этот дикий лесной край для партизанской войны. Вождем ее стал махараджа Чхатрасал из Панны, до сих пор почитаемый в Бунделкханде как народный герой.
В 1670 г. Чхатрасал встретился с Шиваджи, который благословил бунделкхандского вождя на борьбу с Моголами и подарил ему свой меч. В дальнейшем Чхатрасал неоднократно выступал в союзе с маратхами, а когда в 1727 г. могольский наместник в Аллахабаде Мухаммад Хан Бангаш вторгся с огромными силами в Бунделкханд, и Чхатрасал, преданный союзниками-раджами, был окружен, маратхи пришли к нему на помощь. Чхатрасал вырвался из окружения. Массовое сопротивление Моголам, в результате которого карательная армия двигалась по выжженной земле, и помощь маратхов привела к полному изгнанию Моголов из Бунделкханда и укреплению там маратхского влияния.
По сути дела, на территории Могольской Индии почти одновременно развертывались различные по типологии народные движения. В Махараштре, Раджпутане и Бунделкханде – типичная освободительная война под руководством местных феодалов, а движение сикхов отличалось сочетанием религиозной реформации и освободительной войны. Обширная литература и фольклор, отразившие идеи антимогольских восстаний, четко фиксирует освободительный характер борьбы и отличается ярким патриотическим настроением. Именно антимогольские движения подарили Индии слово сварадж