Размер шрифта
-
+

Nova fronda virescit. Введение в онтопсихологию для молодежи - стр. 7

Подготовить введение в новую науку непросто, прежде всего, по причине культурных наслоений, накопившихся в многовековой истории цивилизации данного типа, которые предопределяют усвоение нового опыта и знания, пропуская их через фильтр уже известного. Впрочем, информация дается человеку, который, несмотря на многогранность и фрагментарность различных феноменологии, в сущности, является целостным.

Желая отметить наиболее важные этапы развития человеческой мысли, используя философию как синтез всего созданного человеческим разумом, я могу охарактеризовать историческое развитие человечества, делая акцент лишь на трех моментах.

1. Протагор, определив человека «мерой всех вещей», тем самым поверг в кризис все имеющиеся достоверные учения и высказался о невозможности знания, в фундамент которого была бы заложена та или иная претензия на абсолютную объективность.

2. От Протагора мы приходим к Св. Августину, который завершает платоновско-плотиновское философское направление. Св. Августин, оспаривая манихейский тезис об изначальной «нечистоте» человека, утверждает, что человек обладает чистотой, которая достигается только благодаря проникновению в него «сверхъестественного», то есть Бога, открывающегося во Христе. Св. Августин говорит: "Dubito ergo sum" («Сомневаюсь, значит, существую»). Данное утверждение означает, что если я страдаю, взволнован, мучаюсь над решением проблемы, лишен уверенности, значит, даже в своей ограниченности я, бесспорно, существую, «я есть». Даже из своих ошибок подтверждаю, что я существую. Эта уверенность основывается на факте очевидности.

Эта мысль неоднократно повторяется в последующие годы и, будучи более или менее понятой, она остается важной точкой отсчета. Еще недостаточно оформившаяся во времена раннего средневековья, она окрепла в эпоху позднего средневековья, вследствие заново открытой арабами, Авиценной и особенно Аверроэсом, культуры греческой мысли, развитой затем Фомой Аквинским и всеми философскими течениями вплоть до конца XIV века, с появлением позже учения Бэкона.

Все это время человек испытывает стимул найти смысл своего существования, точку отсчета, в которой нуждается, когда спрашивает себя: «Почему я существую? Кто я? Куда иду? Почему мне плохо? Чувствую потребность в радости, но вместо этого нахожусь в болезни, страхе, неуверенности. Боль неотвратимо соединена с фактом существования или это только следствие чуждого препятствия природе человека?»

Важность экзистенциализма и психоанализа заключается именно в том, что они обозначили присутствие во внутреннем мире человека этих основных вопросов, предчувствуя в реальности, названной «бессознательной», присутствие чего-то, что ускользает от сознания.

Страница 7