Размер шрифта
-
+

Норвегия. Страна фьордов и троллей - стр. 4


Сёгнеквиннен – древнейшая женщина Норвегии


Большинство древних стоянок было обнаружено у самой воды – либо у рек, либо у фьордов, что неудивительно: первые люди попали в Норвегию на лодках, а вода многие века служила единственной дорогой для всех скандинавских племён. Северные охотники-собиратели, следуя за стадами животных и миграцией лосося, проводили зиму на юге, а лето – на севере, постепенно отодвигаясь от берега вглубь материка. Около 5000 г. до н. э. в Скандинавии уже вовсю практиковалось земледелие, причём в норвежских землях первопроходцами были, скорее всего, жители Ослофьорда.

Уже в каменном веке стали появляться наскальные рисунки, отображающие сцены охоты, в которых преобладали олени, лоси, медведи и рыба. Иногда также встречаются изображения лодок.

В сменившем каменный бронзовом веке (1800 г. до н. э. – 400 г. н. э.) характер наскальных рисунков начинает меняться, и они уже изобилуют мотивами поклонения солнцу. Эти ритуалы, возможно, попали в Скандинавию благодаря довольно развитым торговым связям с Римской империей (правда, осуществлялась ли торговля напрямую или через посредников, пока неизвестно) или же были занесены ещё во времена миграции сюда первых людей.


Наибольшее скопление наскальных изображений, или петроглифов, в Норвегии обнаружено в местечке Альта. Большинство из них созданы в период 2300—500 гг. до н. э. и повествуют о буднях тогдашних жителей: они демонстрируют охотников, сельскохозяйственные работы, боевые действия и корабли с многочисленными гребцами.

Кстати, некоторые суда схожи с моделями, существовавшими в Средиземноморье. Из южноевропейской культуры было заимствовано довольно много, и сегодня историки и археологи склонны считать, что иностранное влияние, оказываемое на скандинавскую культуру, было обусловлено прежде всего развитой торговлей балтийским янтарём. Надо сказать, сами петроглифы являются чуть ли не точной копией наскальных рисунков, обнаруженных в Валь-Камонике в Италии.

Яд учёных считают, что в норвежской наскальной живописи бронзового века прослеживаются религиозные мотивы, характерные для более поздней традиции скандинавской мифологии эпохи викингов: прежде всего это часто встречающаяся фигура с подобием топора или молота – явного символа бога Тора. Человечков с подобием копья можно в таком случае расценивать не просто как охотников, а как древнейшие изображения богов Одина или Тюра.


Когда речь заходит о норвежском бронзовом веке, историки неизменно приходят к выводу о сильном влиянии других культур на местных поселенцев: дело в том, что руда, составляющая бронзу, практически отсутствует в Норвегии. Вероятно, богатейшие вожди-хёвдинги – а сословное общество начало формироваться в Скандинавии как раз в бронзовый век – активно торговали со всей Европой, обменивая доступные им меха, шкуры и рога на бронзовые вещицы.

Страница 4