Норманн. Право на власть - стр. 33
– Не дадите ли листок бумаги?
– Бери. – Настоятель указал на стоящую у окна конторку.
Норманн обмакнул перо, критически глянул на стоящего у двери монаха и начал рисовать. Дородная фигура и болезненное лицо делали Филофея легкоузнаваемым, однако в фигуру надо вложить совершенно иное. Любой, глянувший на рисунок, в первую очередь должен увидеть монашеское смирение. Не покорность, не услужливость, а именно смирение в вере. Общий контур сложился сразу, а дальше застопорилось, явно чего-то не хватало. Опасаясь сделать лишние линии, Норманн нарисовал дверь, стену, и тут как бы прорвало. Простота убранства, скромность обстановки, стираная-перестираная ряса с аккуратной штопкой – все эти мелкие детали помогли увидеть и написать нужный образ.
– Посмотрите, отче. – Норманн положил на стол законченный рисунок.
Настоятель примерно с минуту не отводил глаз от сероватого листочка бумаги, затем начал сравнивать с оригиналом. Даже подошел к монаху, потрогал его лицо, провел старческой рукой с вздувшимися венами по стене, погладил дверь и снова сел.
– Невероятно! Вроде бы не похож, и в то же время ты изобразил его абсолютно правильно.
– Это называется живопись, показывают не внешнее сходство, а суть человека.
– Зачем ты это сделал?
– Показать разницу между иконой и простым портретом человека.
– Зачем ты это сделал? – повторил настоятель.
– Чтобы наши потомки смогли увидеть своих пращуров, ощутить наш духовный мир, понять жизнь ушедших веков.
– Ты хочешь рисовать людей?
– Для этого необходимо много времени. Я научу монахов, а сам сделаю ваш портрет.
– Меня?! – пораженно воскликнул настоятель. – Я в монашестве! У меня нет и не может быть потомков!
– Ошибаетесь! Эти стены будут стоять и через сто, и через пятьсот лет. И те, кто придет сюда, должны увидеть лица основателей.
– Хочешь разбудить во мне гордыню?
– Не то говорите! Гордыня – когда не служат, а выслуживаются!
– Ты со мной споришь, это хорошо. Подвох, когда убеждают и склоняют на свою сторону.
– Я научу монахов писать иконы, рисовать пейзажи и людей.
Игумен подошел к окну и застыл в глубоком размышлении.
Вологодское областное училище культуры конечно же не давало глубоких теоретических знаний. Здесь прививали практические навыки с упором на народные промыслы, но историю живописи студентам читали. Что такое эпоха Возрождения? На самом деле это последствия гибели Византии и бегства греков в Италию. В Европе не было никакого духовного возрождения, всего лишь знакомство с научными и культурными достижениями Ромейской империи. Норманн это прекрасно знал, как и то, что русские священники обучались в греческих академиях. Поэтому спокойно нарисовал монаха, не опасаясь загреметь в пыточную. Игумен уже видел картины, любовался статуями греческих богов и с точки зрения гуманитарного образования знал намного больше Норманна.