НЛП: управление креативностью - стр. 33
• Убеждения и ценности обеспечивают подкрепление (мотивацию и разрешение), которое поддерживает или блокирует возможности и способности. Отвечает на вопрос почему?
• Факторы идентификации определяют сверхзадачу (миссию) и формируют убеждения и ценности на основании нашего самосознания. Отвечают на вопрос кто?
Каждый из этих процессов задействует один из уровней организации и оценки, который отбирает, оценивает и использует информацию низлежащего уровня. Таким образом формируется иерархия «гнездовых» TOTE (как показано на рис. 1.3).
>Рис. 1.3. Гнездовые модели TOTE
Креативность, несомненно, является многоуровневым процессом, который полностью эффективен, лишь если получает поддержку на всех уровнях. Любой уровень, не согласованный с другими, может создать препятствие для креативного процесса. К примеру, человек может быть способен сделать что-то новое в конкретном контексте (специфическое поведение), однако может не иметь психической модели или карты, позволяющей понять, как остаться креативным в другом окружении (способность). Даже если человек способен генерировать креативные возможности, он может не расценивать креативность как важную или необходимую функцию и соответственно редко прибегать к ней. Даже люди, способные быть креативными и верящие в важность этого процесса, не всегда воспринимают самих себя как «новаторов» или «изобретателей».
В частности, следующие утверждения показывают, какие ограничения для креативности соответствуют каждому из уровней.
1. Идентификация: «Я не творческий человек».
2. Убеждение: «Креативность может оказаться трудным и разрушительным делом».
3. Способность: «Я не знаю, как можно постоянно мыслить креативно».
4. Поведение: «Я не знаю, что еще можно сделать в этой ситуации».
5. Окружение: «У меня было слишком мало времени, чтобы сделать что-то новаторское».
Вернитесь к проделанному упражнению и отметьте для себя: какие уровни в наибольшей степени влияют на ваш собственный опыт креативности.
Ключевые положения
Существуют различные уровни, влияющие на креативность и другие виды деятельности:
1) процессы в окружающей среде, которые влияют на то, «где» и «когда» может проявиться креативность;
2) «что» креативности проявляет себя в окружении через поведенческие процессы;
3) поведенческие проявления и реакции основаны на том, «как» человек думает – на его внутренних картах, стратегиях и психических способностях;
4) креативное мышление подвержено влиянию и воздействию процессов, связанных с убеждениями и ценностями, которые определяют для начала – «почему» человек проявляет себя креативно;