Никто, кроме нас - стр. 28
Вот эти три описанных аспекта взаимодействия в паре «материя – сознание» надлежит иметь в виду, когда чуть позже мы приступим к рассмотрению отношения в паре «источник – физическое поле».
Пока же уместно будет заметить, что чётким критерием взаимодействия субъективной и объективной сфер является опосредующая функция специального мыслящего органа – мозга (что было отмечено при рассмотрении природы общественных отношений). Без него непосредственно друг на друга идеальное и материальное влиять не в состоянии. Так, ни звуковая команда, ни световой сигнал, ни специальный тактильный контакт не произведут на субъекта ровным счётом никакого впечатления, если не пройдут через его мозг. Конечно, мощная внешняя сила может стереть его в порошок, но это уже воздействие на тело, никакого отношения к субъективной сфере конкретного человека не имеющее.
И наоборот, идеальные побуждения субъекта не вызовут и малейших изменений в окружающей его среде, пока через мозг они не трансформируются в материальный по своей природе импульс, который приведёт в движение нервную систему, что выразится в осмысленном слове, целенаправленном движении руки, или объективируется каким либо иным образом (приведёт в движение машину, ракету, управляемую термоядерную или монопольную реакцию…)
Так, учеными НИЦ «Курчатовский институт» создан прототип автоматической коляски для инвалидов, управляемой сигналами мозга и взглядом. Регулирующее устройство коляски выполнено следующим образом: перед сидящим в ней расположен экран, на который выводятся команды. Для активации того или иного приказа нужно просто посмотреть на нужную строку. Для направления в компьютер биотоков мозга на человека надевается специальный шлем с электродами. Только так (через мозг и через зрительный орган чувств) устройство приводится в движение.
Из этого же ряда и субординация «объект – виртуальная реальность». Последнее явление обладает некоторыми чертами субъективной реальности (сферы идеального): «невесомость» образа, «сжатие» информации, конвертация данных, возможность создания «внутренних миров», в том числе не имеющих аналогов в материальной действительности, и даже, идейно, в полном отрыве от неё и т.п. Однако, без софта (программного обеспечения, создаваемого людьми) виртуальная реальность моментально превращается в ничто. Равно как и сам софт без аппаратного обеспечения (внутренние и внешние устройства компьютера – вполне себе материальные «железяки») – пустое место. Отсюда следует, что "компьютерный субъективный мир" – производный продукт третьего порядка в «мировой табели о рангах». Его самостоятельность – относительна; программно определена «человеческой субъективной реальностью», а для целей адекватности – объективной реальностью.