Никола Тесла. Изобретатель будущего - стр. 8
Идеалистический подход Теслы к изобретениям проявлялся как субъективная рациональность, антипод объективной рациональности по определению экономиста Йозефа Шумпетера (см. главу II). Согласно Шумпетеру, инженеры и управленцы занимаются незначительным усовершенствованием продукции в соответствии с потребностями общества, в то время как предприниматели и изобретатели представляют миру радикальные и прорывные инновации благодаря идеям, рождающимся у них{20}. Человек с объективной рациональностью генерирует идеи в ответ на запрос внешнего мира (рынка), в то время как человек с субъективной рациональностью приводит внешний мир в соответствие со своими идеями. Мы увидим, что и в случае с вращающимся магнитным полем, и в случае с электромагнитным резонансом идеи рождались внутри, и для воплощения своих изобретений в жизнь Тесла старался преобразовать социум.
Стиль Теслы как изобретателя-идеалиста одновременно похож и отличен от стилей других изобретателей. Тесла был во многом схож с Александром Грейамом Беллом, считавшим себя «теоретическим изобретателем», так как он предпочитал создавать и модифицировать изобретения в своем уме. Томас Эдисон, напротив, предпочитал развивать свои идеи с помощью физического воплощения, делая эскизы или испытывая приборы в своей мастерской{21}.
Создав идеальную основу своего изобретения, Тесла стремился написать статью или выпустить патент, и также ему доставляло огромное удовольствие демонстрировать его публике. Однако Теслу не слишком интересовала скучная работа по извлечению прибыли из своих изобретений. Более того, он переживал, что люди не улавливают идеального в его изобретениях, поэтому он обратился к иллюзиям, чтобы убедить общество в ценности своих творений. Тесла пришел к убеждению, что помимо поиска идеальной основы изобретения ему также необходимо создать правильную иллюзию о захватывающих революционных изменениях, которые его изобретение внесет в общественную жизнь. Тесла, выступая с демонстрацией устройств, издавая техническую документацию и давая интервью газетам, старался завладеть воображением публики и предпринимателей. Иллюзии были средством Теслы договориться с обществом и обеспечивали необходимые ресурсы для преобразования его идеалов в реальные устройства.
Используя термин «иллюзия», я хочу подчеркнуть, что Тесла не намеревался ввести в заблуждение потенциальных спонсоров. Взаимодействие между изобретателем и его спонсорами больше похоже на взаимодействие актера с публикой: актер произносит определенные фразы и делает определенные жесты, а публика интерпретирует их и на основе этого составляет свое впечатление. Таким образом, публика соединяет то, что происходит на сцене, со своим более общим культурным опытом