Никитский бульвар - стр. 41
Последний раз страдалицу Марию Вейцман допросили 4 марта 1953 года. К тому времени в ее деле скопилась пачка протоколов, где она признавалась в клевете на руководителей партии и правительства, в желании убить Сталина. Но вождь, оставшийся без наблюдения арестованных врачей, скоропостижно скончался 3 марта на даче и не успел «жестоко наказать израильских предателей», врачей Кремлевской больницы. В число «предателей» попала несчастная пожилая женщина. Сталин считал, что среди врачей много евреев-националистов, а любой еврей-националист – агент американской разведки. Сестру умершего президента осудили на пять лет лагерей и тут же амнистировали.
К родным в Израиль Мария убыла вдовой. Муж погиб в лагере.
Примыкающий к почте Нового Арбата облицованный серой глазурованной плиткой доходный дом под номером 5 построил архитектор Леонид Стеженский в 1911 году. В начале ХХ века до начала Первой мировой войны он успел возвести в Москве в стиле модерн четырнадцать жилых зданий в центре города, гимназию в Кривоарбатском переулке, 15. В войну служил архитектором Покровской общины сестер милосердия, для нее создал больницу с часовней в память 300-летия дома Романовых на Сокольническом поле, нынешней улице Гастелло. Удивительно: все дома этого архитектора сохранись. После революции Стеженский разделил судьбу зодчих, отверженных новой властью. Когда умер, где покоится – неизвестно.
Дом № 5 на Никитском бульваре, принадлежавший Зачатьевскому монастырю, в советские годы нарастили двумя этажами с балконами. В его квартирах жили известные в свое время врачи, но не только они.
В «Дневнике» Корнея Чуковского за 15 февраля 1923 года есть запись: «Из Дома Печати мы всей ватагой… пошли к Васе Каменскому: он живет наискосок через дорогу». То есть наведались писатели в дом № 5, расположенный наискосок от Центрального дома журналиста, бывшего Дома печати. Чуковского поразила комната, оклеенная типографскими афишами, где фигурировала одна фамилия – Каменского. Вместе с самодельными афишами, склеенными из разноцветных бумажек, они «придавали комнате веселый, нарядный вид; комната похожа на Васины стихи. С потолка свешивается желтое полотнище:
– Это поднесли мне рабочие бумазейного треста – на рубаху.
Вася умеет говорить только о себе, простосердечно восхищаясь собой и своей приятной судьбой, а неприятного он не умеет заметить».
В тот вечер хозяин комнаты играл на гармошке, показал друзьям письмо от Давида Бурлюка из Японии. Письмо повесил, как картинку, на стенку. Художник и поэт Бурлюк первый, услышав Маяковского, сделал открытие, что перед ним гений. «Великим русским поэтом-футуристом» признавал Давид друга Васю.