Размер шрифта
-
+

Никитский бульвар - стр. 25

Кремль же седой наш? —
старик величав, а смотрите как весел!
Где его рвы и валы?
– Да завалены рвы под садами;
Срыты валы —
И на них как зеленая лента бульвары.

Спустя год, впервые увидавший Москву Николай Чернышевский, другой чтимый в русской истории и литературе «революционный демократ», поплатившийся свободой за призыв: «К топору зовите Русь», – подобно Белинскому поразился представшим к тому времени во всей красе липам: «Особую прелесть придают городу бульвары, густота деревьев удивительна».

По-видимому, при суровом Николае I порядка на улицах Москвы было больше, чем после воцарения либерального Александра II. После отмены крепостного права в 1862 году перед приездом в Москву императора генерал-губернатор Павел Тучков распорядился осмотреть бульвары, к тому времени запущенные. Зрелище предстало безотрадное. По словам газеты «Московские ведомости», осмотр «открыл большие беспорядки: деревьев не досчитывалось тысячами, барьер был поломан, газон измят, дорожки неудобны для ходьбы, на бульварах гуляли домашние животные окрестных владельцев, а зимой некоторые из последних сваливали на бульвары сорный снег с мостовых».

В результате после принятых мер появилась новая ограда, цветники, посажены молодые деревья, бульвары перешли в ведение появившейся Московской городской думы и стали неизменным местом прогулок и свиданий.

Большие перемены происходили по сторонам проездов. Во второй половине ХIХ века усадьбы в духе классицизма, где проживала одна семья с дворней, исчезали. Их вытесняли доходные дома в стилях, возникших в Европе: эклектики и модерна. Сады во дворах вырубались, новые здания становились выше и больше. Квартиры заселяли расплодившиеся чиновники, присяжные поверенные, врачи, профессора, преуспевавшие артисты и литераторы. Вдоль оград бульваров протянулись рельсы, покатили по ним вагоны на конной тяге.

В отличие от особняков ХVIII–ХIХ веков доходные дома, считавшиеся «буржуазными», советское государство не охраняло. До последних лет их фасады при капитальном ремонте лишались лица, здания сносили, чему способствовал установившийся взгляд на эклектику и модерн как на явления упадка. «Романтические ампирные особняки начала ХIХ века либо перестраиваются до неузнаваемости, либо уступают место громоздким домам-сундукам», – писал автор советского путеводителя «Московские бульвары» Юрий Федосюк. Как только он обращал внимание на доходный дом, так тотчас находил для него унижающие определения: «отделка домов богатая, но маловыразительная», они «вычурные», у них «тяжелые надоконные украшения» и так далее.

Страница 25