Размер шрифта
-
+

Несвиж и евреи. История, холокост, наши дни - стр. 8

II Евреи в городе Несвиже

Несвиж. Рыночная площадь. Фото из источника в списке литературы [10]

«Более трех веков евреи жили в Несвиже, носили ермолки и лапсердаки, в субботу спешили в синагоги, изучали Тору и священные книги, умело мастерили, ловко торговали – и вдруг исчезли, не оставив и следа, оставив после себя не только легенды и повествования, но и исторические сведения и сохранившиеся общинные здания». (Еврейская культура и трагедия: Польша, Беларусь, Литва)


Дом на рынке. Фото из источника в списке литературы [10]

2.1 Лаконично о еврейской общине и евреях Несвижа. Еврейский Несвиж: век семнадцатый

Лаконично о еврейской общине и евреях Несвижа

«В конце 16-го века в В Несвиже поселились шестнадцать еврейских семей. В конце XIX века местные евреи насчитывали 4 687 человек и составляли 44,5 процента от общей численности населения города. С начала 20-го века до начала Второй мировой войны местное еврейское население составляло от 3300 до 4000 или 35—45 процентов от общей численности населения» [12]

Начало существования еврейской несвижской общины согласно первым данным о ней приходится на шестнадцатое столетие (вторую его половину).

Евреи имели разные права, какие предоставлялись и иным мещанам, они могли по праву участвовать в органах городского самоуправления города. И все же у них имелось отличие, заключавшееся в их подсудности. Их подсудность относилась к князьям Радзивиллам, являвшимся как владельцами города, так и представителями его администрации. В то же время мещане, не являвшиеся евреями, были подсудны городскому Несвижскому суду.

Если говорить архивных документах, то по ним видно, что в соответствии с ними Николай Радзивилл распорядился, чтоб несвижские евреи в то время заселяли конкретный, специально для них предназначенный квартал, называвшийся «гетто».

В 1589-м году Радзивиллом были изданы правила, регулирующие обязанности и права и еврейского населения города. Евреям было положено ночью и в течение з-х дней на Страстной неделе держать закрытыми ворота своих улиц,

В Правилах 1589-го года содержалось разрешение на возведение Большой синагоги, строительство которой пришлось на конец шестнадцатого столетия – начало столетия семнадцатого.

Установление для евреев Несвижа правил не оказывало влияние на их религиозную и общественную жизнь. Евреи города могли на законных основаниях отстаивать свои права в муниципальных органах власти, им не мешали торговать и заниматься ремеслами. Несвижская еврейская община была в подчинении у кагала Бреста, верующие беспепятственно могли посещать ради удовлетворения своих религиозных нужд Большую синагогу.

Страница 8