Несколько моих жизней: Воспоминания. Записные книжки. Переписка. Следственные дела - стр. 183
Любовь Есенина к России – русская любовь – жалость.
Чтобы кончать самоубийством, надо быть молодым. Надо иметь силы.
Горбань[401] – секретарь партийной организации Союза писателей 1937 года, застрелился в июне 1957 года.
ед. хр. 23, оп. 3
Общая тетрадь в картонном зеленоватом переплете. На обложке: «1957. II». В тетради записаны стихи «Бивень», «Память», «Сосны срубленные», «Ручей», «Дождь» и др.
На листе 14 переписано стихотворение Гумилева «Волшебная скрипка».
Наброски воспоминаний о детстве (л. 63).
В ноябре. Вот когда я переписывал эти стихи в Л<енинской> б<иблиотеке>, у меня и был первый меньеровский приступ[402]. <Н. Гумилев. «Волшебная скрипка».>
Для названия: «Прелестный лист».
«Звуки зачинщики жизни». В. Хлебников.
Там, где я живу, мало магазинов и много сберегательных касс.
Поэт должен быть немножко глухим, чтобы лучше ловились звуковые повторы, легче сдвигались слова. Немножко слепым, ибо «собственное зрение», свой поэтический глаз – это уже вид дальтонизма, это глазное заболевание.
И обязательно – иностранцем в материале, немножко чужим тому, о чем он пишет. (Генри о писателе, который пишет чужой кровью.)
Болезнь Меньера действует по-блатному – сзади бьет.
Одноглазые цветы.
Река проносит букеты черемухи.
Рябой, как напильник.
Есенин – как голубоглазый лен.
Цветы на эшафоте прилавка.
Если бы на войне погиб Кассиль, ему ставили бы памятники и награждали его орденами, а Гайдар стал бы незначительным детским писателем[403].
Сомнение, нерешительность – это и есть признак человечности.
Размышления не увеличивают запаса знаний.
Ненастный, ненавистный день.
Воздух можно трогать руками.
Уродливая и необыкновенная смерть. Две – от паралича дыхания, от остановки сердечной деятельности.
Тодор Павлов[404]: писатели не композиторы, а оркестранты.
ед. хр. 24, оп. 3
Общая тетрадь в сероватом картоне. На обложке: «1957. III». В тетради записаны стихи «Некоторые свойства рифмы», «Ода ковриге хлеба», «Речные отражения», «Арбалет» и др.
Всякому поэту – Пушкину, Пастернаку, Маяковскому и т. д. хочется: 1) зарифмовать, вогнать в строку новое слово, свежее слово, еще не бывшее в стихотворении ни у кого, 2) овладеть, запрячь большое многосложное слово, вроде: «Раскрасневшиеся лица», 3) звуковой перезвон названий: «Танец старинных имен, что для сердца отраден».
Народные названия трав как раз прошли звуковой отбор.
ед. хр. 25, оп. 3
Школьная тетрадь в линеечку. Заполнялась в Боткинской больнице в 1957 году, когда Варлам Тихонович болел.
Отсек. Молодые врачи, медсестры средних лет, пожилые няни.
Почему нет консультантов психиатров? (Истерии, эпилепсии.)