Негеродотова Скифия - стр. 22
грива – грива;
пасти – пати, пасиати;
пастух – го-па (го-корова, па-пасти), гопати;
трава – трна;
пастбище – го-патха (го-корова);
стан, стоянка – стхана;
вежа (шатёр, кибитка, др. рус.) – аВАСА, ниВЕСАна;
варок (загон для скота, др. рус.) – вара (ограда);
карда (стойло, др. рус.) – готра;
собака, пёс – пса, шва (шавка, рус.);
щенок – шунава;
волк – врька;
охота – акхета;
повозка – саката (саКАТа-КАТится), анас (обратно – сани);
ярмо, иго (др. рус.) – юга;
колесница – ратха (таРАТАйка-лёгкая двухколёсная конная повозка, каРЕТа, таРАнТАс);
всадник – сади;
мясо – маса, манса;
кожа – коши;
воин – ваджин;
зброя (оружие, др. рус.) – забра, застра;
порть (топор, др. рус.) – пар-асу;
бердыш (оружие в виде топора, др. рус.) – ваджра (палица, оружие вообще), БеРДыШ -ВаДЖРа;
лук – кар-мук-а;
тетива – гуна, гума (резина, укр.);
колчан – калапа, тул, туна (тун-га – тугой);
стрела – аста, срка (аСТа + сРКа = СТРелКа);
сулица (дротик, др. рус.) – кулиса (стрела Индры);
кольчуга – канчука;
щит – чщита;
сабля, кривой меч – карга (что-либо кривое в др. рус.).
То, что арии-дети солнца были пастухами и гордились этим свидетельствуют названия племён. Кимры – гомеры – ГО-МЕРУ, где «го» – корова в слове «гопати» – пастух, а «Меру» – гора, которая, как было ранее показано, являет или скрывает солнце (МеРУ – МеРА), то есть управляет им, пасёт его. Название скифов-сколотов, наряду с СоКОЛом и КОЛом, солнцем, имеет и пастушечьий след. Пастух – гопати или по-другому гоптар, где «ар» – арий, при слиянии со «сколо» даёт: СКОЛО + ГОпТ = СК(Г)ОЛОТ. Более явно, так как образовались в результате сложения, а не слияния, это видно в названиях скифских племён фисаГЕТов и массаГЕТов (саков). С названием сарматов несколько сложнее. У горы Меру, пасущей солнце, вершина называлась Мандара, понимая, что у ариев пастух – управитель, правитель – царь, а царь изначально – бог, в нашем случае бог солнца, он же Митра, получим: МеРА – МанДаРА – МиТРА – МАТ-РА – пастухРА-савроМАТ, где «савр»-Свар(санс), РА, солнце, а мат-пастух. Правомочность перехода МИТра в МАТра подтверждается названием скирмиаты, где во второй части МИАТ присутствуют «и» и «а» одновременно. То, что управителем (пастухом) солнца выступает Матра или в приземлённом виде матар (мать), а не питар (отец), является, нестёршимся в памяти, наследием матриархата (МАТРА-архата), что подтверждается характерным, известным из источников высоким статусом женщин именно у сарматов.
Культурные связи, религия
От хлеба насущего к душе, от названий хозяйственных атрибутов к религиозным воззрениям народов скифского круга, именам богов и их функциям. Древние авторы скудно и малоопределённо сообщили о духовной стороне жизни скифского круга и только относительно религии и мифологии собственно скифов имеется поверхностная информация, что может служить основанием полагать неотличие или малое отличие мировоззрений киммерийцев и сарматов и, как следствие, ещё одним свидетельством их единства. Пантеон скифского круга имеет явные следы родства с предшественниками-ариями и преемниками-славянами и росами: