Размер шрифта
-
+

Недетский контент - стр. 4

Сценаристы и писатели заложили в мультфильмы вовсе не воспитательный оттенок “будьте собранными, ребята, а не как эти”, а напротив – крик души детей, потерявших детство и радость. Какой образ семьи мы видим в советских мультиках? Часто это семьи “однодетные”, где замотанные родители с утра до ночи трудятся на предприятии, а ребёнок предоставлен сам себе и часто обслуживает дом, при этом без надежды получить хоть каплю внимания и теплоты от родителей. Вспомним, например, фразу мамы Дяди Фёдора: “Я так устаю на работе, что даже телевизор нет сил смотреть”. А мама Наташи в мультике “Домовёнок Кузя”: единственное, что мы слышим от неё – сухое “умница, дочка”, лишённое теплоты и искренней похвалы. На второго ребёнка нет ни сил, ни времени, ни желания, да и первый смотрится как часть советского интерьера в стиле “положено иметь”, будто не с желанием его “заводили”, а потому что у всех сервант и у нас сервант, у всех ребёнок и у нас ребёнок. Или, напротив – поздний единственный и перелюбленный.

Вместо целостной личности, где внутренний Ребёнок проявляет себя в творчестве, а внутренний Взрослый выбирает, где это творчество проявлять, советское общество воспитывало человека с гигантским внутренним Родителем, который блокировал самостоятельные решения страхом выпасть из повестки дня партии, социума, собственных родителей. Для партии и государства живая творческая свободная энергия ребёнка – угроза, которую надо запереть в клетку.

Очень мало в советских мультфильмах встречается зрелых личностей, где все три компонента – Взрослый, Родитель и Ребёнок – уравновешены и не находятся в состоянии конфликта. Почти все персонажи находятся в роли Родителя или Ребёнка, и отрицательными оказываются те, которые проявляют свободный образ жизни и мыслей, – символы Ребёнка. И поэтому многие популярные советские мультфильмы очень-очень грустные. Мой ребёнок их смотреть не хочет, а я – не могу. Мне грустно.

Есть, конечно, в этом ряду счастливые исключения: мультфильмы про Львёнка и Черепаху, про Ёжика и Медвежонка, про Лисёнка и так далее. Но это уже совсем другая история – история спасения советского ребёнка через авторов, которые умели говорить с ним на одном языке. И, как правило, эти мультики тоже грустные. Когда Ёжик искал свой кораблик (“Осенние кораблики”) – тоже хотелось плакать от того, что никто-никто его не понимает, он одинок в мире взрослых, забывших мечты и желания, кроме естественных потребностей поспать и наесться.

Что же касается современных мультфильмов, где герои шалят на полную катушку и ведут себя эгоистично, – нам кажется, так проживается ребёнком невозможность сделать то же в жизни, и это неплохо. Главное, чтобы эти эмоции не стали для него самыми яркими в жизни. Желаем всем не терять собственный хвост и побольше радоваться.

Страница 4