Размер шрифта
-
+

Небесам виднее - стр. 13

Чоботы - представляли собой мягкую обувь из козьей или коровьей кожи, которая была выше щиколоток и могла иметь отвороты (="берцы"). Обычно чоботы делались цельнокроеными или шились из двух кусков кожи для верха (со швом сзади или сбоку), и подошвы. Именно наличие подошвы, иногда скроенной из другой кожи (хребтовой части шкуры, иногда лошадиной). В области щиколоток делались дырочки, через которые пропускали ремешок, крепивший чоботы на ноге. Учёные выделяют до 20 видов чоботов. Так, чоботы, сшитые из тонкой, нежной кожи, назывались черевиками. Это слово встречается в древних памятниках домонгольской Руси. Кстати, сами чоботы стали именоваться башмаками только с XV века, позаимствовав этот термин из турецкого языка, или туфлями (греческое слово, пришло через германский диалект).

Вот не знаю, как в них ходить. Я ходила в своих мокасинах. Они мягкие и удобные. Вот наподобие и надо потом нашить всем. Были и сапоги, и валенки, их тоже упаковали. Нашла овечью шерсть, надо спрясть её и пока едем навязать им носков. А вот спиц нет. Пришлось идти в деревню к кузнецу и сделать две пары спиц. И заказала у бондаря два веретена. Но не сказала, для чего. Показала девчатам, как распушить шерсть. Всё свободное время пушили шерсть, а потом стали прясть пряжу. Анита потихоньку продолжала пушить шерсть. Маленькая, а старается подражать Добраве. Как же здесь дети быстро взрослеют. Иногда поглядывала на детей, я чувствовала себя злой мачехой, которая заставляет работать. Наши дети в этом возрасте бегают и ни о чем не беспокоятся, а тут совсем другое отношение, даже самих детей к работе. И если учесть, что замуж отдают в шестнадцать лет, то к этому возрасту, девочки становились хозяйками дома. Даже маленьких отправляя гулять и присматривать за козой, вскоре находила их около старших. Вот так вздыхая и жалея детей, мы собирались.

10. 10

Добрава складывала вещи, Анита помогала ей. Все были при деле. Нашла в сундуках ткани. Пусть уж хозяйка простит, что тут хозяйничаю. Было как -то неудобно, но почувствовала какое-то успокоение и поддержку, будто Хелена присутствует рядом.

Просмотрела рулоны ткани. Наверное, уже всё складывалось на приданное девчатам. Но нам сейчас нужнее. Была грубая ткань, наверное ,шла больше на покрывало, плащи. Среднее полотно, шло на женские, мужские рубашки, скатерти, полотенца (называли усцинка), тонкое отбеленное полотно (называли бель, тончица, частина), она была мягкая. Про все ткани рассказала Добрава.

Подумала и решила нам сшить плавочки их тончицы, а мальчикам трусики. Раскроила, показала Добраве, и мы вдвоем сшивала их. Правда, вместо резинки пришлось вставлять тесёмку. Сначала они как- то странно приняли их, но потом привыкли. Хоть голой задницей не будут сверкать. Себе пришлось юбку шить, отрезала от сарафана верх( благо сарафан расклёшенный), и юбка готова. Только пришлось и здесь шнурок вставлять, что б ни слетела. Из длинных сорочек нашила кофточек. Ну не хочу ходить в сарафанах. Думаю, яйцами не закидают от новой моды. А вот на волосы замужние женщины одевали повойник (полотняная шапочка с твердым очельем, сзади затягивалась тесемками или лентами. Он должен был скрывать волосы замужней женщины. Вместе с повойником носили повязанный сзади платок – подзатыльник. С 19 века повойник стал самостоятельным головным убором.). Ну, надевать платок я не собираюсь в такую жару.

Страница 13