Не делиться – это нормально! И другие неправильные правила воспитания разумных и отзывчивых детей - стр. 2
Существует множество книг о воспитании, которые дают ценные советы относительно детского питания, приучения к горшку и т. д. Эта книга сознательно сделана выборочной. Нестандартные правила не касаются того, с чем мы согласны; они посвящены темам, в которых наблюдаются различия в подходах: раннее обучение, конфликты, драки, объявления «Девочкам вход воспрещен», социальное отторжение и социальная изоляция. Книга восхваляет грубые игры и не сторонится таких необыкновенно деликатных вопросов, как ложь, обещания, игра с оружием, игры с переменой пола (например, когда мальчик наряжается в платье), половое воспитание и смерть.
Все началось в 1969 г., в год моего рождения, так что вы можете убедиться, что я тут ни при чем. В 1969 г. основатели школы, Ли Роу и Дженет Стокер, решили создать новое дошкольное учреждение, работа которого будет определяться не правилами, а сводом прав ребенка. В число этих прав входили следующие: право на то, чтобы не прерывали его игру, право выбирать товарищей по играм, право не делиться и право чувствовать себя в безопасности. Разумеется, с течением времени появились и определенные правила (например, «Носить белье» и «Убирать за собой после обеда»). Тем не менее любое поведение должно подчиняться главному правилу: «Разрешено все, что не причиняет вреда людям или собственности».
Принципы самой Школы для маленьких детей основаны на идеях новаторов в области дошкольного воспитания, в первую очередь на работах писателя и детского психолога Хаима Гинотта и воспитательницы детского сада в Огайо Мэри Николайсен. Среди других оказавших сильное влияние на философию школы можно назвать Дороти Бриггс, Рудольфа Дрейкурса, Сельму Фрайберг, Эду Лешан, Вивьен Пэли, а также Фреда Роджерса, ведущего детской телепрограммы «Наш сосед мистер Роджерс» (Mister Rogers Neighborhood). Эти идеи со временем обогатились работами таких педагогов, как Бев Бос и Хедда Шарапан, а также достижениями нейробиологии, доказавшей важность игры и эмоций.
Меня спрашивают, есть ли название у философии, которой руководствуется эта прогрессивная школа? Пока нет. В настоящее время она безымянная, но я предлагаю назвать ее игровой философией. В основе этих идей лежит игра и глубокое доверие к ребенку.
Когда мой первый ребенок подрос, я начала искать неподалеку от дома нечто подобное Школе для маленьких детей. Я живу в шестистах километрах от Колумбуса и поэтому, естественно, альма-матер мне не подходила. Но чем больше я искала, тем сильнее разочаровывалась. Во всех детских садиках дети бо́льшую часть дня сидели. На свободную игру времени почти не оставалось. Взрослые организовывали игры детей, решали их проблемы. Везде упор делался на чтение, письмо и счет, тогда как дети хотели прыгать, бегать, смеяться и играть.