Не бей его, это артист! Юные звезды советского кино: 1962–1972 годы - стр. 20
«Выпивки пошли, безысходность какая-то охватила. Здесь не снимают, и там тоже не могу пристроиться. То возьмут меня в режиссерскую группу, то еще что-нибудь. Но все равно чувствуешь, что твои идеи исчезают в никуда. Пошел-таки немного в разнос. Но все же вовремя спохватился – хватит, мол, мешает все это. И хорошо тут у нас театральный институт открылся. Я и пошел туда ассистентом на кафедре работать. Кроме того, оставалось-то всего два года отучиться. И с 78-го года занимаюсь там. Сегодня это Академией искусств называется…».
Талас Умурзаков ушел из жизни в феврале 2011 года в возрасте 55 лет – его сгубил рак, который у него обнаружили за два года до этого.
Фильм «Дикая собака Динго» стал очередным прорывом в советском детском кино на поприще разработки темы юношеской любви. Как мы помним, эта тема впервые вышла на авансцену киношных сюжетов в середине 50-х с фильмов «Два капитана» (1956), «Повесть о первой любви» (1957). Причем в кадре эту любовь в основном играли не актеры-подростки, а более взрослые юноши и девушки. Вот и в «Дикой собаке…» роль 14-летней девушки исполняла 22-летняя Галина Польских, которая была замужем и у нее уже была дочь.
Афиша фильма «Дикая собака Динго»
Та же история случится и с другим детско-юношеским фильмом 1962 года – «А если это любовь?» Юлия Райзмана, где все главные роли школьников исполнят студенты кино и театральных вузов: 20-летние Жанна Прохоренко, Игорь Пушкарев, Андрей Миронов и др. Этот фильм будет очередным прорывом, на этот раз в область детско-юношеской любви с сексуальным оттенком. В наши дни подобное кино воспринималось бы вполне естественно, в нем современный зритель не увидел бы никакой крамолы. Однако в начале 60-х годов, когда общество только-только освобождалось от многих запретов прошлого и намечало пути дальнейшего развития советского искусства, подобные произведения воспринимались большей частью людей крайне негативно. Противникам этих фильмов казалось, что если подобная тенденция в искусстве возобладает, то идеологический каркас общества рухнет: ржа греха, которая давно уже оккупировала западное искусство, теперь проникнет и сюда, за «железный занавес». Фильмы и книги, где действуют герои «с ущербинкой», станут эталонами в искусстве и литературе и зададут тон на будущее.
В центре сюжета райзмановского фильма была история любви двух одноклассников (исполнители – Ж. Прохоренко и И. Пушкарев), в показе которой не было бы ничего предосудительного, если бы не эпизод в лесу, из которого явствовало, что между школьниками там могла произойти сексуальная связь. Именно сцена «в лесу» больше всего и возмутила цензоров, которые потребовали от режиссера вырезать ее. Однако у них нашлись оппоненты. В их числе оказался режиссер Михаил Ромм, который на одном их худсоветов заявил следующее: