Размер шрифта
-
+

Наука Ренессанса. Триумфальные открытия и достижения естествознания времен Парацельса и Галилея. 1450–1630

1

Fernel J. De Abditis Rerum Causis, 1548, приведено в книге Sherrington. The Endeavour of Jean Fernel. P. 136 (см. далее гл. 5).

2

Sandys J.E. A History of Classical Scholarship. II. London, 1908. P. 73.

3

Шотландский философ и богослов Иоанн Дунс Скот (ок. 1265–1308) был наиболее вдохновенным оппонентом рационализма, за который выступал Фома Аквинский, пытавшийся установить различие между причиной, основанием и верой. Последователей Скота (Dunsmen) высмеивали за их отказ от поддержки любой теологической реформы. Постепенно имя их блестящего ментора стало обозначать недалекого, ограниченного, тупого человека. Сегодня dunce – глупец, тупица. (Примеч. пер.)

4

Следует отступить, чтобы прыгнуть дальше (фр.). (Примеч. пер.)

5

Эразм редактировал первое греческое издание «Географии» Птолемея (Froben Press, 1533).

6

П о р т о л а н, п о р т у л а н – средневековая морская навигационная карта. (Примеч. пер.)

7

Следует заметить, что идея о сферической форме Земли никогда не забывалась полностью и после возрождения в конце XX в. астрономии Птолемея и космологии Аристотеля любому грамотному человеку были хорошо известны аргументы в ее пользу. Колумбу, несмотря на версию школьных учебников, никогда и никого не приходилось убеждать в том, что Земля имеет форму шара. Ему пришлось делать другое: убедить людей в том, что земная окружность так мала, какой он ее (ошибочно) считал, а расстояние по суше из Испании до Ост-Индии так велико, каким он его ошибочно полагал. Ученые были правы. Он не мог плыть из Испании в Японию.

8

Астрономы, разумеется, были знакомы со стереографической проекцией астролябии. Можно представить землю таким же способом, как небо, астролябия дает только положение. Никто и не пытался нанести на карты относительное направление и расстояние между звездами, а искажение не имеет особого значения. Карта должна быть весьма точным отображением поверхности.

9

С т р а ж и – это две звезды, которые находятся не на линии, заканчивающейся Полярной звездой. Моряк запоминал их относительное положение в каждый час для каждого времени года. На примитивизм его астрономических знаний указывает то, что ему приходилось воображать человеческую фигуру, голова которой – север, ноги – юг, а руки указывают на восток и запад. Эти четыре основных положения далее подразделялись, как показано на рис. 1.

10

Taylor E.G.R. The Haven-Finding Art. New York, 1957. P. 159.

11

De Revolutionibus. Предисловие.

12

Sarton G. Osiris, 5. 1938. The Scientific Literature Transmitted through the Incunabula. P. 447.

13

De Historia Stirpium. Basle, 1542. Preface, sig. 2v. Quoted in Arber. P. 67.

14

De Historia Animalium. IV. 1558. De Aquatalibus.

15

A. Zaluziansky von Zaluzian. Methodi Herbariae Libri Tres. Prague, 1592. Arber. P. 144.

16

Rheticus. Narratio Prima // Rosen. Three Copernican Treatises. P. 109.

17

De Revolutionibus. P. 4–5.

18

Посвящение папе, вероятнее всего, объясняет, почему Коперник нигде не упомянул о помощи Ретика. Вовсе не чувство неблагодарности, а политические соображения подсказали, что было бы неразумно упоминать в 1543 г. имя протестанта в церковных кругах. А тот факт, что Ретик бросил редактуру, предполагает, что его помощь не была такой огромной, как принято считать.

19

Может показаться странным, что Коперник не претендовал на возрождение доктрин Аристарха Самосского (работал ок. 270 г.) – «Коперника Античности», который говорил о суточном и годовом движении Земли. Но наши знания об этой теории основываются только на паре предложений в «Псаммит, или Исчисление песчинок» (Sand-Reckoner) Архимеда и двух коротких ссылках у Плутарха. Возможно, Коперник никогда не видел работу Архимеда, поскольку она впервые была опубликована уже после его смерти. Первоначально он завершил первую книгу De Revolutionibus кратким перечислением трудностей, связанных с обсуждением сложных научных идей широкой публикой, после чего отметил, что, по некоторым сведениям, Аристарх имел то же мнение, что и Пифагор. Но позднее исключил эти параграфы.

20

De Revolutionibus. P. 5.

21

De Revolutionibus. P. 15.

22

Three Copernican Treatises. P. 59.

23

Получалось, что, поскольку земная сфера эксцентрична к Солнцу, действительным центром движения был центр орбиты Земли. Тем не менее истиной являлось то, что планеты «ходят вокруг» Солнца, и в птолемеевой системе то же самое считалось в отношении Земли.

24

De Revolutionibus. P. 16.

25

Ibid. P. 19.

26

К этим двум движениям Коперник впоследствии добавил третье – движение полюсов, чтобы объяснить постоянство угла наклона земной оси, которой грозит опрокидывание, когда Земля переносится по кругу твердой движущейся сферой.

27

De Revolutionibus. P. 14.

28

Galileo. Dialogue Concerning the Two Chief World Systems, tr. by Stillman Drake. Berkeley, 1953. P. 128 (The Second Day; Sagredo to Simplico).

29

Brahe T. Description of his Instruments. P. 46, 110.

30

А л ь ф о н с и н ы – астрономические таблицы, созданные под патронатом кастильского короля Альфонсо. (Примеч. пер.)

31

Dreyer J.L.E. History of Astronomy. New York, 1953. P. 318, 345. Публикация Рейнгольдом Пурбаха несколько раз переиздавалась.

32

Brahe. T. Op. cit. P. 107.

33

Stimson L. Gradual Acceptance of the Copernican Theory of the Universe. New York, 1917. P. 44. Cited from V. de La Fuente. Historia de las Universidades… de Espana, 1884.

34

Quoted by F.R. Johnson. P. 127–128.

Страница notes