Размер шрифта
-
+

Наука, которой нет - стр. 9

2.1. Составные части чудесного механизма

В «Дао дэ цзин» («Книге пути добродетели») описание мира дается языком возвышенной, почти поэтизированной философии: «Дао рождает один. Один порождает два, а два – три. Три порождают все вещи на свете, которые содержат инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию». Нетрудно догадаться, что Инь, Ян и Ци – как раз те «три основы», из которых исходят вещи. Некоторые возражают, ссылаясь на графический символ Тай Цзи (великого предела), что основ все-таки две. Особенно интересующихся деталями космогенеза с точки зрения древних китайцев настоятельно рекомендую ознакомиться с книгой перемен «И-цзин». Точнее, с ее интерпретацией «Дао И-цзина» автора Чжоу Цзунхуа. Писатель сочетает в себе рационализм профессионального математика с глубоким почтением к традициям. Последовательно и наглядно автор демонстрирует весь процесс трансформации У-цзи (Бесформенного или «Негативного Предела») в Тайцзи (гармоничную форму или «Великий предел»).

Так два начала в символе Тайцзи или три? Здесь как раз тот случай, когда можно смотреть в упор, но не видеть. Монада содержит три начала.

Представьте себе ведерко, в которое влили две несмешивающиеся краски – красную и белую. Одна краска заняла правую сторону. Другая – левую. Между ними – прямая линия, отделяющая красное от белого. Так бы выглядел символ мира из двух начал. Но вселенная не статична. Она постоянно перетекает из одной крайности в другую. Если процесс на каком-то этапе стабилизируется, то прекращается хаотичное перетекание энергии, она обретает равновесие в виде оси, центра масс или пределов отклонений. Энергия выходит из-под юрисдикции хаоса и становится полноправным объектом проявленного, стабилизированного на данный миг мира. Становится вещью, у которой есть границы и мера. Вещью, сохраняющей частицу первобытного движения (хаоса) в пределах равновесия, согласно своей природе и закону, графически выраженному монадой, в которой красная (или черная) рыбка образует единое целое с рыбкой белой. И объединяет их не прямая, а прихотливо изогнутая кривая линия, одновременно строгая и плавная, изображающая гармоничное ДВИЖЕНИЕ. Вся соль даосских методов заключена в том, чтобы «линия водораздела» сохраняла свою изящную и, одновременно, функциональную, форму. Практикующий работу с «гармонизацией энергии» по сути лишь регулирует характер взаимодействия противоположностей. Каждый раз заново находит то золотое правило, следуя которому, можно сохранять целостность объекта, при том, не деформируя его части. Если части уже подвергнуты искажению, легче всего привести их в порядок при помощи возврата к естественному ходу вещей. Беда в том, что, заплутав в навязанных со стороны ложных представлениях о мире и собственных амбициях, человек часто уже и не помнит, каково это – быть естественным. Для тех, кто запамятовал и придуманы специальные динамические упражнения. Забегая вперед, именно им будет посвящена значительная часть книги. Движение – поистине волшебный феномен, общедоступный и глубоко сакральный одновременно.

Страница 9