Наука чтения людей. Как понять, что люди на самом деле имеют в виду, когда говорят - стр. 4
Далее мы увидим, что теории личности очаровывали социологов, психологов и любителей «чтения людей» буквально с начала времен. Но имплицитная (или неявная) теория личности это (зачастую непроверенная, подсознательная и неточная) модель, объясняющая, что собой представляет личность и как она формируется, то есть какова связь между теми или иными качествами личности.
Например, трудолюбие часто связывается с честностью. Люди думают, что тот, кто усердно трудится, обязан быть честным человеком. У вас никогда не возникала подобная неявная ассоциация? Если вам сказали, что кто-то из сотрудников ворует мелочь из карманов, разве бы вы в первую очередь не подумали на лентяев, а не на трудоголиков и представителей типа «А»[1]? А дело в том, что вы следуете модели, основанной на взаимосвязи личностных свойств.
Однако, проанализировав данную ассоциацию, вы увидите, что одно вовсе необязательно вытекает из другого. А если вы не верите, что человек может обладать обоими этими качествами либо не обладать ни одним из них, то вам будет сложно правильно воспринимать такую личность, если вам доведется встретиться.
Ожидания – это склонность смотреть на людей, вещи и события, исходя из наших представлений о них. Предположим, вас должны познакомить с человеком, о котором было сказано, что он священник. Вы очень мало знаете о священниках, у вас не было опыта общения с ними, однако вы тут же принимаетесь делать предположения: все они строгие брюзги, но прямодушные, разговаривают мягко, среднего возраста, сострадательные, чуть-чуть скучные, высокоморальные, и еще хранят ужасные секреты.
И вот, когда вы наконец знакомитесь с этим священником, то подсознательно ищете в его образе подтверждение собственных ожиданий. Вы отбрасываете все то, что не соответствует картинке, уже сложившейся в голове, сосредоточиваясь на том, что в нее укладывается и укрепляет ваши предположения. Именно из-за подобных ситуаций возникают так называемые «самосбывающиеся пророчества».
Предположим, вы считаете, что все священники должны проявлять сострадание и не судить людей. И вот, встретившись с реальным человеком, вы принимаетесь рассказывать ему обо всех своих несчастьях и исповедоваться в грехах. Священник видит, что вы нуждаетесь в его внимании, и вежливо идет вам навстречу. Вы думаете про себя: «Ну вот, я же знал, что всем им свойственно сострадание». Но если бы вы не заставили священника так себя вести, обрушив на него свои признания, то, возможно, обнаружили бы, что он лично предпочел бы поговорить о «Формуле-1».