Натуропатия избыточного веса, диабета и атеросклероза. Аюрведа, китайская медицина, нутрициология - стр. 16
В Аюрведе цзин, или преднебесную ци, можно сравнить с невосполнимым оджасом (наследственной, невосполнимой жизненной энергий), а восполнимый оджас – это постнебесная ци. Последние зависят от того, как человек ест, какой ведёт образ жизни. Напомню, что постнебесная ци напрямую зависит от желудка и селезёнки (поджелудочной железы).
Оджас хранится в сердце, а цзин – в почках. Тут некоторое расхождение. ☺
О качественном оджасе говорят:
1) сила человека, его выносливость плюс соображалка (умение учиться, анализировать и запоминать знания, адекватная реакция на изменения социума);
2) потенция произвести здоровое потомство;
3) хороший иммунитет.
Цзин почек определяет течение всей жизни человека, его рождение, рост, зрелость, старость, смерть. У молодых людей есть сила, выносливость, амбиции, мотивация, блестящие волосы, крепкие зубы и кости. Хватает сил и на работу, и на отдых. После ночи с друзьями в клубе могут полноценно отработать день. С возрастом количество ци почек уменьшается. Имея достаточное количество цзин, можно обеспечивать все системы нужным количеством ци. Именно поэтому цигун и тайцзицюань содержат множество техник для укрепления почек.
Термин «прана» очень близко соотносится с китайским термином «небесная ци», но эти понятия всё же не совсем тождественны. Если сравнить меж собой индийские упражнения с китайскими, то в них подразумеваются операции с разными эфирными слоями и другими энергетическими уровнями, обладающими разными частотными характеристиками. Но тем не менее и прана, и небесная ци зависят от чистого воздуха, аэробной (дыхательной) нагрузки.
Важно беречь свои жизненные силы, сохранять цзин (оджас) как восполняемый, так и невосполнимый. Дефицит оджаса, или цзин, может быть обусловлен врождённой его слабостью, чрезмерной сексуальной активностью, многочисленными родами и абортами, вредными привычками, стрессами, ненадлежащим питанием, сдерживанием естественных позывов и хроническими заболеваниями.
Как и в любой из медицин, в ТКМ есть свои особенности и фишки.
Например, в отличие от Аюрведы, в ТКМ существует девять конституциональных типов.
Пустота ци: снижение функций внутренних органов, ослабленный голос, слабость дыхания, снижение жизненной активности организма и т. д. Схожа с ослаблением оджаса в Аюрведе.
Пустота ян: недостаток янского начала вызывает снижение физиологической активности, боязнь холода, холодные конечности, желание потеплее одеться и т. д. Слабый агни – это Вата-Капха-люди.
Пустота инь: недостаточность инь вызывает уменьшение количества жидкостей организма, нарушение увлажнения и питания внутренних органов, формирование внутреннего жара, проявляется в жажде, сухости во рту, ночной потливости и т. д. Питта-Вата-представители с дефицитом увлажнения.