Настольный календарь знахаря. Практическое руководство на каждый день - стр. 65
24 февраля
Священномученика Власия, епископа Севастийского, и с ним двух отроков и семь жен (около 316). К святому Власию было обращено много молитв: при различных заболеваниях горла, о благополучии и здоровье скота, о благословении Божьем над домом и об изобилии плодов земных. Вера в то, что святой Власий покровительствует скоту, была связана с одним из церковных преданий: однажды бедная вдова пожаловалась святому на то, что волк утащил поросенка. Тогда святой помолился, и все увидели, как волк вернулся назад и принес бедной женщине поросенка.
Народное название: Власий, Власий – скотий бог, Власий – сшиби рог с зимы, Власья борода в масле, Волос, Власьев день, коровий праздник, власьевские морозы.
Приметы и обычаи: во времена язычества на Руси поклонялись богу Велесу (или Волосу) – покровителю скота, или, как его еще называли, скотиему богу. После принятия Русью крещения образы могучего славянского бога и святого Власия смешались в народном сознании.
В этот день служились молебны в честь святого, а крестьянки несли в церковь коровье масло и клали его перед иконой угодника. Отсюда и пошла поговорка: «У Власия борода в масле». Крестьяне же приводили к церкви коров, которых батюшка кропил святой водой.
В этот же день крестьяне шли в хлев, обходили его с образами, окуривали ладаном, а скот кропили крещенской водой. Потом выходили за околицу и рассыпали вокруг деревни угли и золу, чтобы закрыть дорогу коровьей смерти.
Если же беда все-таки приходила в деревню, то крестьяне, посовещавшись, проводили обряд опахивания. Обряд этот проводят женщины. Рано утром старая и уважаемая на селе женщина, которую называли повещалкой, обходила все деревенские дома и заручалась согласием крестьянок. Те, в знак принятия договора, обмывали руки водой и вытирались ручником (полотенцем), который носила с собой повещалка. После этого всем мужчинам и мальчикам велели ни в коем случае не выходить на улицу. Ровно в полночь повещалка в одной рубахе, простоволосая выходит на улицу и с дикими криками начинает бить в сковороду. Услышав ее крики, женщины выходят на улицу, вооружившись кто чем: ухватами, серпами, вениками и т. п. Мужчины запирают ворота, загоняют скот в хлев и привязывают собак. После этого повещалка, скинув рубаху, начинает читать специальные заговоры, а одна из крестьянок впрягается в соху и три раза подряд опахивает ею вокруг деревни. Остальные верхом на метлах, в одних рубашках, с распущенными волосами идут за ней следом, читая специальный заговор.
Существовал древний обычай, согласно которому на Власия от какой-нибудь скотины отрезали клок шерсти и плели из него оберег: самым лучшим считался пояс. Крестьянки в этот день пекли пироги, по форме напоминающие солнце – призывая тем самым на землю свет и тепло.