Настольный календарь знахаря. Практическое руководство на каждый день - стр. 112
Сама страстная свеча в народе наделялась необыкновенной целительной силой и считалась превосходным оберегом от нечистых духов и порчи. На Страстной седмице (последняя неделя перед Пасхой) в храмах совершалось особое богослужение, на котором читались 12 Страстных Евангелий (евангельских текстов, повествующих о страдании Господа нашего Иисуса Христа). Свеча же, с которой прихожанин отстоял службу, называлась страстной. По возвращении домой от этой свечи зажигались лампады перед иконами. Страстную свечу с особой молитвой зажигали во время жизненных испытаний, борясь с искушением или чтобы облегчить страдания умирающему. Страстную свечу зажигали во время сильной грозы, чтобы отвести от себя беду (прогнать нечисть и обезопасить дом от попадания молнии). Чаще всего такую свечу крестьяне отливали сами. Считалось, что свеча, сделанная своими руками, больше угодна Богу.
• Апрелевы затеи – холода.
• Апрель водою славен.
• Апрель – месяц живой воды.
• Апрель – месяц бурного пробуждения и расцвета природы.
• Где в апреле река, там в июле лужица.
• Не все ненастье, проглянет и ясное солнышко.
• Не ломай печей, еще апрель у плечей (еще возможны холода).
• Мокрый апрель – хорошая пашня.
• Средний срок, когда зацветают абрикосы, гиацинты, желтые нарциссы и лесные фиалки.
• Распускается серая ольха.
• У многих птиц начинается брачный период.
• Кукушки садятся на яйца.
• Время первых гроз в южных областях России.
Именины празднуют: Акила, Александра, Анатолия, Виктор, Виссарион, Домнина, Евфрасия, Ефимия, Ефросин, Иван, Клавдия, Максим, Мария, Матрона, Мирон, Никита, Патрикий, Прасковья, Родион, Светлана, Севастьян, Сергей, Феодосия, Фотий, Юлиания.
3 апреля
Преподобного Иакова, епископа, исповедника (VIII – IX). Святителя Фому, патриарха Константинопольского (610).
Народное название: Фома, Фомин день.
Приметы и обычаи: лихорадки, вышедшие из лесов, болот и рек на Тарасия-кумашника (10 марта), продолжали мучить людей. Поэтому крестьяне молились об избавлении от недуга не только святой Фотинии, но и святому Фоме. Надо сказать, что в народной медицине понятие «лихорадка» было намного шире, чем в медицине официальной. Ею, помимо обычных простудных заболеваний, называли и тиф, и чахотку, под которой понимались различные тяжелые легочные заболевания, в том числе туберкулез, и инфлюэнцу – грипп. Лучшим средством от трясовицы, кумохи (лихорадки) считались печная зола и угольки. Они впитывали в себя жар и свет огня, который, в свою очередь, наделялся великой очистительной силой. Заболевший человек должен был собрать еще теплые золу и небольшие угольки, завернуть их в тряпочку и прикладывать к телу (голове, груди и т. д.). Лихорадка, представлявшаяся в образе нечистого духа, не может вынести огненного жара и убегает из тела. Считалось, что если отнести что-то из вещей больного в лес или на перекресток и оставить там, прочитав специальный заговор, то болезнь непременно покинет человека. Знахари срезали у больного по пучку волос на лбу, на затылке и на висках, стригли ему ногти на руках и на ногах, а потом завязывали все это в узел и относили на перекресток. Из дому обязательно выходили задом наперед, чтобы запутать кумоху. На перекрестке узелок выбрасывали, перекинув через плечо, и читали особый заговор на выздоровление.