Наставления святого отца - стр. 25
Слово 21
Будьте в добром, – и врага не пускайте к себе, чтоб он завопил: все злы стали.
Чистою держите стезю заповедей пред очами души вашей, смиренно сознавая и исправляя всякое преткновение, – преслушание ли то какое, достойное осуждения, или противоречие, покрывающее стыдом; правым путем шествуйте, и обрящете покой душам вашим. Враг наш всяким предлогом пользуется, чтоб протесниться в братство наше и возмутить его. Не принимайте его, ограждаясь щитом веры и мечем Слова Божия отражайте его, – и этот губитель никогда не найдет места себе в вас и не похвалится, что довел вас до поскользновения. Покажите себя отрядом воинства Божия, неприступным для него, и пусть он, вместо похвальбы, жалуется, как некогда св. Макарию: все злы стали ко мне. Имеете воеводою Христа Господа, помощниками же и покровителями Ангелов. Не давайте во смятение ног ваших, – и се не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля (Пс. 120:3).
Слово 22
1) Все от Бога; однакож требуется и наше усилие, чтоб хранить и подвигаться вперед.
2) Доселе добре хранил вас Господь, – и вы преуспели; будьте в том же – в молитве, молчании и прочем.
3) Терпите тяжелое и скорбное; вся жизнь – день один, но им можно стяжать блаженство вечное.
1) Благодарение Господу о всяком преуспеянии нашем; ибо от Его многодаровитой благости все доброе в людях: яко из Того, и Тем, и в Нем всяческая (Рим. 11:36). И если б кто дерзнул похвалиться, что он есть нечто, то услышит слово Апостола: что имаши, егоже неси приял? Аще же приял еси, что хвалишися, яко не приемь? (1 Кор. 4:7). – При всем том однакож подвиг требуется и усиленное течение и тщание непрерывное со смирением, ум наш в благочестной божественной жизни утверждающим, ограждающим и сосредотачивающим, чтоб не отступить нам от доброго начинания нашего, не посрамить предшествующих трудов последующим разленением, и от добродетельной жизни не возвратиться к худой, но добрым изменяясь изменением паче и паче очищаться, просвещаться и каждодневно восходить горе, из светлых светлейшими делаясь, из звезды прелагаясь в солнца, и от силы в доблеснейшую облекаясь силу. Отбросьте же, умоляю вас, всякое плотское мудрование и наивеличайшее препятие добродетели – мирскую славишку, и мечем духовным отсекайте всякое пристрастие и всякое любосластие плоти, к Богу прилепляясь и по духовной летвице к Нему восходя, каждодневно полагая боговидные начала и духовные основания углубляя, плотские же продерзости низлагая чрез отсечение пожеланий, возгарающиеся разжжения угашая возлиянием слез, томительные похотения ястий и питий, или другой какой суетности прогоняя созерцанием будущих благ.