Наследие Бахуса - стр. 8
Но у застольных традиций, как и у любого другого понятия или предмета, есть оборотная сторона. На Руси всегда находились люди, которые в застолицах (или даже без них) неумеренно пили, устраивали пьяные разборки, дебоши, спьяна совершали тягчайшие преступления. Таких людей немного, они составляют мизерный процент от общей численности русского населения страны, но они очень заметны, они мешают обществу, и общество (то есть власти) с этим злом много раз пыталось бороться. Борьба сводилась к штрафным санкциям и принудительному лечению от алкоголизма. Эти меры понятны и заслуживают одобрения. Но они неоднократно дополнялись более крутыми мерами, сводящимися к ограничению или полному запрещению производства и продажи вина. Вот это уже понять трудно. Ради того, чтобы лишить выпивки горстку алкоголиков, власти отбирали вино у всего населения страны. Самое смешное здесь то, что алкоголики-то при любых запретах найдут что выпить, пострадавшими здесь оказались ни в чем не повинные люди. Подавляющее большинство населения страны.
Подобное решение можно сравнить с ситуацией, когда неосторожный скрипач смычком выколол себе глаз, а правители, в борьбе за здоровье нации, всем запретили играть на скрипке. Или мальчик по неосторожности порезался перочинным ножом, и перочинные ножи тут же были запрещены. Может быть, такие сравнения покажутся глупыми, но согласитесь, что запрет на алкогольные напитки – это борьба не с алкоголизмом, а с алкоголем, который здоровому человеку вреда не приносит, наоборот, при умеренном потреблении оказывает положительное действие на человеческий организм.
Пили на Руси с незапамятных времен. Пили медовые вина, пиво и очень слабый, наш национальный, алкогольный напиток – хлебный квас. С древнейших времен алкоголь вошел в обычаи, традиции и обряды русских людей. Мы не можем представить себе праздники, юбилеи, свадьбы, похороны и даже просто дружеские встречи без алкоголя.
Древние традиции русского винопития впоследствии были дополнены пришедшими на Русь традициями православного христианства. Ведь церковный обряд причащения производится с помощью вина и хлеба. Хлеб здесь символизирует тело Иисуса Христа, а вино – его кровь. Этот обряд, в сущности, сделал на Руси обязательным употребление виноградного вина. Использование вместо него медовых вин церковники не могли допустить.
А потом на Русь пришла водка. Ее нам подарили средневековые алхимики, которые веками упорно искали «душу» вина, ту самую душу, которая опьяняет человека. После многократных опытов с выпариванием виноградного вина они наконец-то нашли эту душу и назвали ее спиртом (слово «спирт» по латыни и означает душу).