Наше время. Зачем мы рождаемся - стр. 20
У Достоевского в романе «Преступление и наказание» Сонечка уходит на панель после того, как ее мачеха бросает очень опрометчивые слова: ты хлеб мой ешь, ты нахлебница, дармоедка. Сонечка говорит: что ж мне делать, себя продать? А мачеха ей говорит: а что там – великое сокровище, чего терять? Вот слово сказано, вроде мелочь, а человек пошел на дурное дело. Вечером Сонечка пришла, принесла несколько кредиток, положила мачехе на стол. «Вот вам деньги, заработанные мною, и желтый билетик». Девочка свою жизнь испортила навеки. А было только случайно сказанное слово и подходящий отчаянный момент: а что ценить вообще, что терять? В словах бедной Катерины Ивановны, которая всех обстирывала (она была чахоточная, муж – алкоголик), казалось, была своя правда. Она сама вроде бы святая женщина, замученная жизнью. На самом деле она толкнула Сонечку на проституцию. Катерина Ивановна была уверена, что ценить-то нечего. Все грязные, а ты что думаешь о себе, самая чистенькая, что ль? Так вот там, где все уверены, что все грязные – там с удовольствием и без всяких тормозов совершают грязные вещи, как физические, так и нравственные.
Человек провоцируется на преступление окружающей грязью. Кругом грязно, с чего я буду чистый? С какой стати я буду чистым, если кругом грязно?
Пришел на берег озера летом – там пикник, шашлык, уголь, пиво, квас, огурцы, помидоры. Люди поели, попили, все бросили, нагадили – и спокойно, весело ушли, поехали домой. Это постоянно и везде. Там, где все гадят – хочется гадить. Там, где все хранят дисциплину и некий порядок, там стыдно гадить, даже если хочется. Вот там насыпал, там ушел – это рождает нравственную нечистоту. Достоевский в одном из своих романов рассказывает, что в квартире одного человека, одного из персонажей, была такая грязь, которая говорила о том, что люди уже смирились с ней, с тем, что никогда не вылезут из грязи. И грязь эта была не только физическая: от бедности, от усталости. Эта была грязь духовная. Они устали от того, что они подонки общества, то есть – они на дне лежат, и уже не борются с грязью, и она нарастает.
Заходишь в такой дом – а священники, к сожалению, бывают в таких домах, – и, переступая порог, задыхаешься от метафизической грязи. Не просто грязно, а чудовищно грязно. Господи, помилуй! И живут же, и свыклись, – принюхались, привыкли. Это нехорошо, потому что такая грязь влияет и на других. Покурил – бросил. Прежде чем бросить курить, нужно научиться курить и бросать бычки в урну. Нужно хотя бы этому научить человека. Прежде чем всех любить, нужно научиться хотя бы здороваться. Прежде чем идти на пляж в субботний вечер или в воскресенье утром, надо выйти на субботник или воскресник, чтобы убрать территорию после чьего-то хамства. Нужно хотя бы самому научиться на пикнике, уезжая – тушить костер – основательно, чтобы после этого ничего не загорелось, – а также забирать с собой весь пластик, стекло, хлам, объедки. Находить мусорник и туда это все выбрасывать.