Размер шрифта
-
+

Народные традиции Китая - стр. 5

Уди утвердил конфуцианство официальной идеологией и закрепил за ним в обществе обязательные правила поведения, изгнав из Императорской академии представителей всех других философских школ и лишив последних какого бы то ни было влияния на результаты императорских экзаменов на замещение чиновничьих должностей. Последующие поколения правителей закрепили начинания Уди, и к середине I века до н. э. китайская империя переживала период расцвета.

Однако междоусобная борьба обходилась очень дорого и стоила много крови. Неоднократно уничтожались целые кланы царствующих особ, и на место уничтоженного клана приходил другой клан. Но самую высокую цену человеческими жизнями пришлось заплатить конфуцианцам, которые обладали лишь интеллектуальной независимостью и отваживались вступать в борьбу, опираясь только на свои убеждения. В этих условиях, при обострении внутриполитической борьбы за власть, последние императоры династии Хань в значительной степени утратили свое главенствующее положение. Династия постепенно становилась все более слабой, пока не была окончательно свергнута.

В 220 г. н. э. в Китае наступил период раскола, в результате которого, за исключением коротких промежутков времени, на территории страны одновременно существовали несколько отдельных государств. Начало этому периоду положила эпоха Троецарствия. Существенное влияние сохраняло расположенное на северной равнине царство Вэй, но с ним соперничали второе царство – Шу, занимавшее территории в районах верхнего течения реки Янцзы на западе и юго-западе Китая, и третье царство – У, с центром в долине нижнего течения реки Янцзы.

Эпоха Троецарствия и раздробленности завершилась почти случайно. В 581 г. н. э. основатель династии Суй завоевал еще остававшиеся под властью варваров северные земли, а затем присоединил к империи юг страны. Эта династия смогла сформировать как экономические, так и административные органы, способные обеспечить целостность империи. Был разработан и осуществлен план сооружения Великого канала, который соединил реку Хуанхэ и другие речные системы севера с реками Хуанхэ, Янцзы и с южными провинциями. Знаменитая система экзаменов, использовавшаяся для вербовки китайского чиновничества в Суйский период, приобрела свою законченную форму. С помощью этой экзаменационной системы по всей стране производился отбор талантливых людей, которые затем переводились в распоряжение аппарата администрации. Однако дорогостоящие и неудачные завоевательные походы способствовали быстрому истощению сил. Роскошь и расточительство ложились дополнительным бременем на экономику. Правители династии Суй не могли четко определить свои позиции в отношении конфуцианства, буддизма и других философских школ.

Страница 5