Размер шрифта
-
+

Народные традиции Китая - стр. 17

Скульптуры были созданы за 1600 лет при правлении 10 династий. Размеры крупнейшего грота – 40 х 30 м. Высота самой большой скульптуры – 33 м, а самой маленькой – около 10 см. Сверху открывается захватывающий вид на отвесную скалу и 9-этажную башню посреди 492 гротов.

Гроты Могао делятся на северные и южные. Все пещеры связаны между собой тропинками. На каждом гроте указана дата создания и династия. Осмотрев гроты в Дуньхуан, можно представить полную картину развития буддийского искусства, начиная от династии Восточная Цзинь и заканчивая Юань, то есть тысячелетний период. В период Северных династий были созданы фрески, посвященные жизни основателя буддизма Шакьямуни.

Гроты Могао представляют интерес для изучения не только искусства, но и жизни общества и отношений Китая с другими странами в различные исторические периоды. Они привлекают и историков, и археологов, и теологов со всего мира.

Это вершина древнекитайского искусства и культуры. Большинство скульптур создано на основе религиозных и фольклорных сюжетов. Местное правительство и искусствоведы поддерживают тесное сотрудничество, чтобы сохранить древнее наследие. В гротах была установлена система мониторинга, которая отмечает любые изменения состояния гротов. Были введены строгие правила по ограничению количества туристов, чтобы избежать резкого увеличения влажности и содержания углекислого газа.

В 1900 г. гроты снова оказались в центре внимания. Даосский монах по имени Ван Юаньлу обнаружил в пещере № 17 тайную библиотеку, где хранилось более 50 тыс. древних документов, буддийских сутр. Тексты были написаны на различных языках: китайском, буддийском и языках народов Центральной Азии (некоторые уже утеряны и забыты). Также исследователи обнаружили письмена на древнесирийском языке. Вскоре сюда потянулись сотни искателей золота и антиквариата, которые, не долго думая, разграбили их. Множество древних манускриптов попало в руки русских. В 1907 году британец Аурель Штейн вывез отсюда 24 ящика с манускриптами и 5 ящиков с картинами, украшениями и другими предметами изобразительного искусства. В общем, насчитывается 13 300 предметов, большинство из которых сейчас выставлено в Британском музее. В 1908 году француз Поль Пеллиот тайно вывез из Китая во Францию 6000 томов писаний. Еще 900 манускриптов оказалось в руках японцев. По оценкам специалистов, около 80 % документов и других реликвий было вывезено за границу.

Природные красоты страны, захватывающей различные климатические зоны, поражают разнообразием пейзажей.

Страница 17