Размер шрифта
-
+

Народ и Родина. Медицина, наука и образование в России - стр. 10

Уже к началу 19 века в России полноценно появились два медицинских главных центра – медицинский факультет Московского университета и Петербургская медико-хирургическая академия – ставшие главным звеном дальнейшего развития медицины в Отечестве. В Московском университете разрабатывались, главным образом, вопросы общей патологии, терапии и физиологии. А Медико-хирургическая академия занимала ведущее место в развитии отечественной анатомии, топографической анатомии и хирургии. Далее, помимо этих двух, в России стали появляться новые центры медицины: так, к 60-м годам XIX в. в России было уже восемь университетов, в составе которых открывались и медицинские факультеты – в Дерпте (Юрьеве, ныне – Тарту) в 1802 и Вильно в 1803 годах, Казани (1804), Харькове (1805), Киеве (1841) и далее стали появляться новые во многих других городах Родины. В истории медицинского факультета Московского университета период с 1863 по 1911 года был «золотым веком»: в стенах Университета учились, работали, создавали научные школы профессора И. М. Сеченов и Н. В. Склифосовский, Г. А. Захарьин и А. А, Остроумов, Н. Ф. Филатов и B. Ф. Снегирев, А. Я. Кожевников и C. С. Корсаков, Д. Н. Зернов и А. Й. Бабухин, Г. Н. Габричевский и Ф. Ф. Эрисман и многие другие, составившие славу российской науки. В стенах медицинского факультета Московского университета учились и ближайшие известные патриоты и деятели Отечества, такие как Николай Пирогов, Антон Чехов и Сергей Боткин.

В 19 веке появились новые медицинские деятели, познавшие знания самого Ломоносова и его патриотическую идею возрождения отечественной медицины. Большой вклад в развитие материалистического естествознания внёс профессор патологии и терапии Московского университета, философ-материалист Иустин Евдокимович Дядьковский (1784–1841). В то время, когда в некоторых странах Западной Европы процветали идеалистические натурфилософские концепции6, Дядьковский исходил из реальности и познаваемости окружающего мира. Он был убеждённым сторонником диалектических взглядов на природу. Развивая учение о болезни, он исходил из представлений о единстве и целостности организма и окружающей природы, признавал ведущую роль центральной нервной системы и таким образом явился представителем раннего нервизма в российской науке.

Крупнейшим представителем терапии в России первой половины XIX века был выпускник Московского университета (1800), а впоследствии его профессор (1809) и декан медицинского факультета Матвей Яковлевич Мудров (1776–1831). Его система клинического обследования и индивидуального подхода к больным («лечить не болезнь, а больного») принесла ему славу выдающегося терапевта первой четверти XIX века. Основные её положения сформулированы в его «Слове о способе учить и учиться медицине практической, или деятельному врачебному искусству при постелях больных» (1820). Истории болезней, которые Мудров тщательно записывал «при постелях больных», были для него «дороже самой богатой библиотеки». Обследуя больных, он одним из первых в России применил методы пальпации, перкуссии и аускультации. Во время Отечественной войны 1812 г. вместе с профессорами медицинского факультета Московского университета М. Я. Мудров выехал в Нижний Новгород, где оказывал помощь раненым и больным. Сам же Мудров внёс также существенный вклад в развитие военной гигиены, издав труд «Слово о пользе и предметах военной гигиены…» в 1809 году, в развитие деонтологии – труд «Слово о благочестии и нравственных качествах гиппократова врача» в 1814 году, а в развитие учения о единстве и целостности организма издал материал в совместном труде с отечественными учёными И. Е. Дядьковоким, И. М. Сеченовым, Г. А. Захарьиным, С. П. Боткиным, И. П. Павловым.

Страница 10