Народ и Родина - стр. 12
Но понятие народности появилось не в годы появления советского государства, а намного раньше. Впервые такое направление начали развивать отечественные поэты и писатели, подчёркивая темой народности фольклорное достояние русского народа, восхваления его и подчёркивании лучших его качеств. Первым выдающимся поэтом Отечества, начавшим развивать народность в литературе, является Александр Сергеевич Пушкин, от которого происходит значение самого термина. Вот как он говорил про роль народности в литературе: «С некоторых пор вошло у нас в обыкновение говорить о народности, требовать народности, жаловаться на отсутствие народности в произведениях литературы, но никто не думал определить, что разумеет он под словом народность». «Народность в писателе есть достоинство, которое вполне может быть оценено одними соотечественниками – для других оно или не существует, или даже может показаться пороком
Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии. Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу». Александр Сергеевич стремился придать отечественной литературе народные черты и поэтому его произведения пользуются большой заслугой и уважением у большинства людей. Как раз от Пушкина пойдёт процесс придания русской литературе и всей культуре народности, процесс который подхватят многие выдающиеся отечественные писатели, поэты, художники и музыканты России. Кто-то будет закладывать народность в театральное творчество как Николай Гоголь, кто-то будет затрагивать народную красоту и народные проблемы в художество как художник Илья Репин, подчёркивать величие и важность русского крестьянства как Сергей Есенин, на народном предании создавать музыкальные произведения как Пётр Чайковский, Михаил Глинка и другие русские композиторы. Сам Пушкин с гордостью писал о себе:
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа…».
А писатель Николай Некрасов заявлял:
«Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил…».
«Мысль народная» постоянно волновала русского писателя начала 20 века Льва Николаевича Толстого. В своей «Исповеди» он писал: «Я отрёкся от жизни нашего круга, признав, что это не есть жизнь, а только подобие жизни, что условия избытка, в которых мы живём, лишают нас возможности понимать жизнь и что для того, чтобы понять жизнь, я должен понять жизненней исключений, не нас, паразитов жизни, а жизнь простого трудового народа, того, который делает жизнь, и тот смысл, который он придаёт ей». А другой не менее известный писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин справедливо полагал, что единственно плодотворная почва для сатиры есть почва народная.