Размер шрифта
-
+

Наречение имени

1

Добротолюбие, том 5, Москва 1900, стр. 473.

2

В переводах на европейские языки этот ответ звучит иначе: «Я есмь Тот, Кто есмь». Однако и этот перевод выражения «Ehyeh-Ascher-Ehyeh», согласно иудейской традиции, не соответствует ни богатству, ни точности изначального смысла. Точный перевод будет куда более описательным, хотя и несколько тяжеловесным, однако он выражает процесс самораскрытия, откровения имени Божия. «Ehyeh-Ascher-Ehyeh» может означать: «Я стану тем, Кем Я стану» или «Я стану Тем, Кем я буду». В этом переводе просвечивает иное откровение, ускользнувшее из европейских переводов: Имя Божие не статично, оно – путь, тот путь, по которому Сам Господь приближается к человеку. Можно отважиться продвинуться еще дальше в прочтении этого имени: оно есть становление Бога в человечестве. Этой интерпретации Исх 3:14 автор обязан франко-иудейскому поэту и мыслителю Клоду Виже.

3

Иноков Каллиста и Игнатия наставление для безмолствующих. Добротолюбие, том 5, цит. изд., стр. 369.

4

Епископ Диоклийский Каллист (Уэр), Сила имени, изд. Образ 2004, стр. 5.

5

Интересующихся отсылаем к фундаментальному двухтомному труду епископа Илариона (Алфеева) Священная тайна Церкви, изд. Алетейя 2002.

6

Abraham Joschua Heschel, L'Uomo поп и solo, Milano 1987, стр. 18.

7

Там же, стр. 22.

8

См. его Дневники, «Русский путь», 2005.

9

Митрополит Антоний, Человек перед Богом, Москва 1995.

10

Цит. по двуязычному изданию: Ivan Turgenev, Senilia, Venezia 1996, стр.218.

11

Оливье Клеман, Беседы с Патриархом Афинагором, перев. с франц. Вл. Зелинского, «Жизнь с Богом», Брюссель 1994, стр. 212-214.

12

См. М. Бубер, Я и Ты.

13

Бл. Августин, Исповедь, – Богословские Труды 19, Изд-во Московской Патриархии, Москва 1978.

14

А. И. Герцен, Былое и думы, том первый, изд. Academia 1932, стр. 454.

15

Подобное познается подобным.

16

Цит. по: С. А. Зеньковский, Русское старообрядчество, изд. Древо 2006, стр. 204.

17

См. прот. Георгий Флоровский, Догмат и история, М. 1998.

18

Tradition is the sacramental continuity in history of the communion of saints; in a way, it is the Church itself. – John Meyendorf, Living Tradition, Orthodox Witness in the Contemporary World (Crestwood, New York, St. Vladimir's beminary Press 1978), стр. 16.

19

Владимир Лосский, Богословие и боговидение, М. 2000, стр. 534.

20

Там же, стр 525.

21

Dumitru Staniloae, Ilgenio dell'Ortodossia, Milano 1985, стр. 79.

22

Владимир Соловьев, Византизм и Россия, собр. соч., том V, СПб. 1903, стр. 540.

23

Women and the Priesthood, ed. Thomas Норко (Crestwood, New York; St. Vladimir's Seminary Press 1983), стр. 177.

24

Церковь Духа Святого, Париж 1971, стр. 183.

25

De corona, 3-4.

26

Св. Василий Великий, О Святом Духе. Творения, Часть III, М. 1993, стр. 332.

27

Владимир Лосский, Мистическое богословие, М. 1991, стр. 98.

28

Владимир Соловьев, цит. соч., стр. 541.

29

Церковь Духа Святого, цит. изд., стр. 140.

30

Архимандрит Киприан, Евхаристия, Париж 1947, стр. 230.

31

Там же, стр. 231.

32

Вячеслав Иванов, Собрание сочинений, том III, Брюссель 1979, стр. 445.

33

«Таково сокровище, скрытое на поле (Мф 13:44) сердца твоего, которое ты еще не обнаружил по лени твоей. Ибо если бы обнаружил, то продал бы все и приобрел бы это поле. Но ныне ты покинул это поле и лелеешь то, что окрест него – а там нет ничего, кроме терний и волчцев». – Главы о любви, Четвертая сотница, 71 (Творения преп. Максима Исповедника, М. 1993, стр. 142; перев. А. И. Сидорова).

34

Блаженный Августин, Исповедь XXIV, Богословские труды 19, М. 1978, стр. 171.

35

Там же, XXV.

36

Цит. соч., Вторая сотница, 72.

37

Цит. по С. С. Аверинцев, София-Логос, Киев 2000, стр. 425.

38

С. С. Аверинцев, София-Логос, Киев 2000, стр. 386-387.

39

Р. Evdokimov, L'amourfou de Dieu, Paris 1973, стр. 134.

40

Добротолюбие, т. 3, Москва 1900, стр. 432.

41

Прот. Александр Шмеман, Евхаристия. Таинство Царства, Париж 1988, стр. 59.

42

Преп. Максим Исповедник, Главы о богословии и о домостроительстве Воплощения Сына Божия, Вторая сотница, 74, перев. здесь и далее А. И. Сидорова.

43

Преп. Максим Исповедник, Главы о богословии, Вторая сотница, 40.

44

Преп. Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, XLVIII.

45

Срв. WVö lker, Maximus Confessor als Meister der geistlichen Leben, Wiesbaden 1965.

46

Hans Urs von Balthasar, Kosmische Liturgie. Das Welbild Maximus' des Bekenners, Zweite Auflage, Einsiedeln, стр. 482.

47

Творения преподобного Максима Исповедника, книга I, изд. «Мартис» 1993, перев. А. И. Сидорова, стр. 215-256.

48

Преподобный Исаак Сирин, О божественных тайнах и о духовной жизни, перев. иеромонаха Илариона (Алфеева),М. 1998, стр. 188.

49

Von Balthasar, Kosmische Liturgie, стр. 628.

50

Там же, стр. 504.

51

В русскоязычной литературе укажем прежде всего на книги врача и философа И. В. Силуяновой, Этика врачевания. Современная медицина и православие, М. 2001; Антропология болезни, М.2007 и др.

52

Здесь мы заимствуем известное противопоставление «проблемы» и «тайны» у Габриэля Марселя.

Страница notes