Размер шрифта
-
+

Над поэтическими страницами Михаила Юрьевича Лермонтова - стр. 1

© Эрнст Саприцкий

© Издательство «Книга-Мемуар»

Пролог

Он, как и Пушкин, мой кумир,
Второй, но все же
И он мне душу окрылил
Мечтаньем схожим!
Не только близок – обожаю,
Наилюбимейший поэт,
Его поэзия святая
Всегда со мной,
со школьных лет!
Белеет парус треугольный
В тумане моря голубом,
И сердцу грустно, сердцу больно
За всех, покинувших свой дом.
Не красавцы, ну что же –
Обделил их Господь,
Но глазами похожи –
Здесь искуплена плоть:
Сквозь невзрачную внешность,
Как луч солнца сквозь муть,
Прорывается нежность,
Несравненная суть!

«Вот удивительный талант…»

Вот удивительный талант –
Как мог в такие годы
Все понимать и так писать
О людях и природе?
Как будто жизнь уже прожил,
Откуда столько знал?
Так опыт жизни уплотнил,
Так многое вобрал.
Как будто бы хрустальный ключ
Из-под горы забил,
И солнца первозданный луч
До дна его пронзил.
Врожденный свыше, божий дар,
Высокое призванье,
Но сжег его страстей пожар,
Толпы непониманье.
Всех меряем мы по себе,
Нам нет себя дороже,
И гибнут в мелочной борьбе
Такие люди, боже!
И навалилась снова мгла –
Все беспросветно, серо…
Но тень огромная легла
От маленького тела.

«Великолепно образован…»

Великолепно образован,
И тонок, и умен,
Людскою пошлостью не скован,
Но ею же сражен.
В нем уживались две натуры,
Два очень разных человека:
Бретер и принц литературы
Златого пушкинского века!
Он вровень с Пушкиным подняться
Мог, проживи еще лет пять;
Но, слава богу, наслаждаться
Есть тем, что он успел создать.
Спасибо, Господи, за это –
Что без него родной Парнас?
Такого не найти поэта,
Лишь он и Пушкин есть у нас.
И можно лишь предполагать,
Во что бы гений мог развиться.
Всю жизнь душа должна трудиться,
Чтоб тайну замысла понять.

«Нет лишнего в его твореньях…»

Нет лишнего в его твореньях –
Недостижимый идеал;
И в прозе, и в стихотвореньях
Он совершенства достигал.
Как гравитация сжимает
До страшной плотности частицы,
Так мощь таланта обнажают
Великолепные страницы:
Невероятна сила слов
В оправе бесподобных строф!
Вот тайну кто унес с собой,
Он, а не первый наш герой![1]
Перед детским портретом Лермонтова и портретами его родителей

Лермонтов Ю. П., отец поэта. Лермонтова М. М., мать поэта. (портреты работы неизвестного художника. Масло. 1810-е гг.)


Маленький Мишель в детстве страстно увлекался рисованием. На первом детском портрете маленького Лермонтова так и изобразили – с мелком и листом бумаги. (Оригинал портрета хранится в Государственном литературном музее.)

Увы, не в университетах —
Все главное вершится тут,
И все последующие лета
Из этой пряжи ткани ткут.

Поэт

Когда Рафаэль вдохновенный
Пречистой девы лик священный
Живою кистью окончал,
Своим искусством вдохновенный
Он пред картиною упал!..

М. Лермонтов, 1828

Так сильно было напряженье,
Что он не выдержал волненье,
Но, слава Богу, уцелел
И еще много в жизни сей успел!

Мой Демон

Собранье зол его стихия…

М. Лермонтов, 1829

По счастью, поэт большой,
Кому сей труд я посвятил,
Своею Лирой золотой
Воспел и дружбу, и любовь,
И не приемлет боль и кровь…

P. S. Творческую мысль Лермонтова рано стали занимать философско-эстетические проблемы. Этому во многом способствовало идейное направление литературного кружка, которым руководил пансионский преподаватель С. Е. Раич. (Интернет)

К***

Мы снова встретились с тобой…
Но как мы оба изменились!..
Ищу в глазах твоих огня,
Ищу в душе своей волненья,
Ах! как тебя, так и меня
Убило жизни тяготенье!..

М. Лермонтов, 1829


P. S. Адресат стихотворения неизвестен

Но это условность –
Они по счастью живы
И хоть энергии прежней в них нет,
Но все ж поступков их мотивы
Оставили в душах их след.
Им есть что вспомнить, слава Богу,
Идя дальнейшею дорогой…
И совершат, Бог даст, немало,
Как бы судьба их не трепала…

Молитва

Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильной
С ее страстями я люблю…
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, боже, не тебе молюсь…

М. Лермонтов, 1829

По счастью, это наговор –
Он любит мир и девы взор,
С младых ногтей он чтит Отца,
Всего в миру нашем Творца!

P. S. В центре внимания «Молитвы» – психология внутреннего конфликта: лирический субъект нуждается в поддержке светлого высшего начала и одновременно осознает самоценность личности, стремящейся к свободе и творчеству. (Интернет)

Страница 1