Начала веры - стр. 15
О, безрассудная и слепая привязанность людей к временной жизни и пренебрежение к вечной! Страстной привязанностью души к здешней жизни нарушается целость, мир, свобода, здравие души, которая естественно стремится к своему Первоначалу – Богу, причиняются скорби, печали, раны, душа впадает в бесконечную суету и отпадает от Бога. Любовь мира сего есть вражда на Бога (ср.: Иак. 4, 4). Аще кто любит мир, несть любве Отчи в нем (1 Ин. 2, 15). Вся ми леть суть, но да не аз обладан буду от чего (1 Кор. 6, 12).
Твердо помни, что любовь мира сего есть вражда, крепкая вражда против Бога, ибо эта любовь нечистая, прелюбодейная, страстная, ложная, диавольская, разлучающая от Бога и присвояющая врагу – лукавому духу. Одно мгновение привязанности мирской к кому-либо и к чему-либо – и душа пленяется и разлучается от Бога. Вот как опасно страстно привязываться к кому-либо и к чему-либо, даже на минуту. Как должен быть осмотрителен человек-христианин! И справедливо: ибо чем обязан христианин Христу Богу? Всем, всеми благами, величайшими, неоцененными, вечными и временными; вечным искуплением от греха, проклятия и смерти, вечным бла женством.
Соломон, испытавший все земные удовольствия здравия, красоты, власти, богатства, роскоши, блеска земного, сладострастия, пришел наконец к убеждению, что все на земле суета: юность, красота, богатство, величие и слава – и что в богобоязненности и хранении заповедей Божиих заключается все благо человека.
Лишь только в душе начинается пристрастие к земным благам или, вернее сказать, к блестящему или красивому тлению – будет ли это красивое женское лицо, блестящий металл, минерал, блестящая одежда или головное украшение, – происходит тайное отпадение от Бога, Источника жизни начинается охлаждение, равнодушие к Нему, уничижение и оскорбление, и душа начинает ощущать смятение, скорбь, тесноту, смерть; а коль скоро искренно и глубоко сознает она свое безумство в этом пристрастии и тленность всякой земной красоты, всякого блеска, всякой славы земной и убедится, что живот наш в едином Боге, что Он есть единственно верное благо, что к Нему единому должно устремлять все сердечное желание и всю любовь, как к вечному благу жизненному, как к первой и неувядающей, вечной, святой красоте, – тогда она оживится, почувствует в себе мир, свободу, дерзновение и полное удовлетворение духовное. Что ми есть на небеси; и от Тебе что восхотех на земли? Исчезе сердце мое и плоть моя: Боже сердца моего, и часть моя Боже во век (Пс. 72, 25–26).
Сколько бывает искушений из-за пристрастия к красоте женской, к деньгам, к ценным одеждам, головным украшениям, ко всяким лицам и вещам, к коим привязывается сердце! Но ничто тленное в мире не дает покоя и жизни сердцу! Только один Господь есть жизнь наша и покой наш, блаженство наше, свобода и пространство наше, сила наша, свет наш, дерзновение наше, заступление и избавление наше.