На Руси был свой Гомер - стр. 1
1. Постановка вопроса
Всему миру известна Троя. Но мало кто задумывался над тем, что широко известна она стала только по одной причине: её описал Гомер в своих великих поэмах. Только благодаря Гомеру весь мир узнал и о Трое, и об Ахиллесе, и о Гекторе, и об Елене Прекрасной, и об Агамемноне, и о хитром Одиссее с его верной женой Пенелопой, и о многих других героях того времени. После Гомера Троя и герои Троянской войны твёрдым шагом вошли не только в греческую, но и в мировую культуру, в культуру многих народов, в том числе и в русскую культуру. На протяжении тысячелетий Греция по праву гордится Гомером, величайшим из мировых поэтов. Греческие города с античности оспаривали право считаться родиной Гомера. Все народы мира сегодня знают Гомера, переводят его поэмы на свои языки. По его поэмам снимаются фильмы.
А что же Россия? Конечно, Россия тоже не отстаёт в переводах Гомера. У нас есть прекрасные переводы XIX и XX веков. И в XXI веке тоже есть переводы, приближенные к современному языку. Будут переводить Гомера на русский язык и в дальнейших веках. Но речь не об этом. И вопрос не об этом. Вопрос о другом, о том, есть ли у России свой Гомер. Был ли он? Мог ли быть? Вот об этом здесь и хотелось бы поговорить более подробно.
Итак, зададимся вопросом: мог ли быть в русской истории и в русской культуре свой, русский Гомер? Естественно, что звали бы его не Гомером, а более привычным для Руси именем; ну, например, это мог бы быть какой-нибудь Нестор, наподобие летописца Нестора, или сказитель Боян, наподобие легендарного вещего Бояна, или он мог иметь какое-нибудь другое имя, вовсе не сохранившееся в летописных источниках. Но для большей аналогии будем называть этого неизвестного (но, скорее всего, существовавшего) сказителя Гомером, русским Гомером.
А ведь и правда, вопрос этот весьма интересен. Ну разве не мог существовать на Руси свой Гомер? Давайте попробуем хотя бы поразмышлять над этим. Уверен, в конце этого исследования вы согласитесь с тем, что на Руси был-таки свой Гомер, он просто не мог не быть. Даже такие исторические источники как «Повесть временных лет», да и другие летописи древней Руси сохранили осколки культурной памяти о былых событиях и былых сказителях. О том же вещем Бояне. Значит, сказители были! И великие события тоже были. Да и нет стран без великих событий, без исторических былин и сказаний. Значит, русские летописцы неизбежно должны были написать эпическое сказание хотя бы об одном грандиозном событии древней истории России.
Конечно, мы не спорим с тем фактом, что сказания эти не дошли до наших дней. Это очевидно. Но разве это доказывает то, что подобных сказаний не было? Когда-то я поднял этот вопрос на одном интернет-форуме, посвящённом истории литературы. Ответы были самые разные, но несколько оппонентов выдвинули один и тот же довольно резонный довод: для создания такой поэмы, как «Илиада», или хотя бы приближенной к ней по грандиозности, на Руси должно было состояться событие, если не такое же грандиозное, как Троянская война, то, во всяком случае, подобное ему по масштабу. Действительно, это довольно серьёзный аргумент.
Выше я указал, что без Гомера мир не узнал бы ничего о Троянской войне и её героях. Это верно. Но столь же верно и обратное: не будь этой войны, Гомер не написал бы о ней ничего. То есть, хотя автор своим произведением продлевает жизнь историческому событию, которое воспевает, как бы даёт ему вторую, культурно-историческую жизнь, которая может быть даже гораздо более долговечной и масштабной, чем само событие, как это и получилось у Гомера, но всё же без самого события не может быть и его «второй жизни». Поэтому глупо спорить с тем, что если бы не было Троянской войны, то не появились бы и поэмы Гомера о ней и её героях. Если, конечно, сама Троянская война не является чистой литературной выдумкой. И это тоже весьма важный вопрос. Но даже если она была, то была ли именно такой, какой описал её Гомер?