Размер шрифта
-
+

На рубеже веков - стр. 27

Как мы уже видели, далеко не все рукописи Кумрана носят ессейский отпечаток, – есть ощущение, что они отражают различные религиозные взгляды своего времени. Конечно, среди спасавшихся от римлян израильтян могли быть и ессеи, почему бы и нет. Вот им то и принадлежала, вероятно, ессейская часть сочинений. Иосиф Флавий пишет, что ессеи жили во многих городах Иудеи, в том числе и в Иерусалиме. Как отмечают ученые, такая гипотеза вовсе не умаляет огромного значения кумранского открытия, скорее, наоборот: книги принадлежали не одной какой-то секте, а разным иудейским течениям, жившим в конце эпохи Второго Храма.

7

И вот уже в нынешнем веке явилась новая сенсация. Археолог Ханан Эшель из университета Бар-Илан обнаружил в районе Мертвого моря фрагменты свитка, чей возраст составляет почти две тысячи лет. И это при том, что с 1965 года здесь больше свитков не находили. По словам Эшеля, два маленьких кусочка потемневшей кожи, на которых на древнем иврите написаны стихи из Книги Левит, одной из книг Пятикнижия Моисея, были найдены в пещере Нахаль Аругот близ Мертвого моря, где повстанцы Бар Кохбы скрывались от римлян во II веке нашей эры.

Впервые эти фрагменты показали профессору Эшелю еще в 2004 году во время тайной встречи, организованной в заброшенном здании полицейского участка около Мертвого моря. Бедуин, которому на черном рынке предложили 20 тысяч долларов, хотел получить экспертную оценку специалиста. Археолог, работавший в Иудейской пустыне с 1986 года, был потрясен. Поскольку он не мог предположить, что когда-нибудь увидит эти фрагменты еще раз, исследователь настоял на том, что должен сфотографировать их, полагая, что в ближайшее время их контрабандой вывезут из страны.

Каково же было его удивление, когда в марте 2005 года, он узнал, что части свитка по-прежнему находятся у того самого бедуина. Х. Эшель приобрел их всего за 3 тысячи долларов, предоставленных для этой цели университетом Бар-Илан, и передал находку в Управление древностей. Археолог заявил, что купленные им фрагменты – часть так называемого 15-го свитка, чей возраст совпадает по времени с восстанием Бар-Кохбы против римлян.

Бежавшие в Иудейские горы воины Бар-Кохбы скрывались в пещерах два-три месяца, пока часть из них не была взята в плен римскими легионерами, а часть не сумела убежать в Галилею.

«Известно, что свиток Книги Левит раскатывают с двух сторон и читают лишь срединную его часть, – пишет израильский писатель Эфраим Баух. – Один из ассистентов профессора Эшеля, Иосси Брухи, открыл, что огонь сжег лишь скатанные края свитка, впитавшие в себя влагу, а срединная часть осталась сухой и уцелела. Из текста Левита ясно, что он был последним, который беженцы Бар-Кохбы произносили до своего побега – его читают в Песах (так называемую «еврейскую Пасху» – Л.Г.). Таким образом, стало ясно, что беженцы читали этот отрывок весной 135 года новой эры в дни праздника. Остатки диких сезонных плодов в пещерах, созревающие в сентябре-октябре, указывали на то, что беженцы покинули пещеры осенью. Обрывки 15-го свитка опровергают это предположение, указывая на то, что беженцы вели нормальную религиозную жизнь до весны. Этого мы до сих пор не знали. Теперь ясно, что в течение лета 135 года новой эры они готовились к бегству, ибо жизнь их стала невыносимой».

Страница 27