Мысли и высказывания великих жителей Рима - стр. 18
Богам не надобны жертвы, а ежели так, то что остается сделать человеку в угождение богам? По-моему, следует ему учиться уму-разуму, да по мере сил благодетельствовать тех, кто того достоин. Вот это и мило богам, а жертвы пусть приносят безбожники.
Аполлоний Тианский. Письмо «К олимпийским жрецам»
Ваше начальство верховное, но тогда, ежели умеете править, почему из-за вас приходят в ничтожество города? А ежели вы управлять не умеете, то прежде научитесь и тогда управляйте.
Аполлоний Тианский. Письмо «К римским градоначальникам»
Многословие оступается часто, молчание никогда.
Аполлоний Тианский. Письмо «К ученикам»
Почти все люди собственным ошибкам защитники, а чужим – обвинители.
Аполлоний Тианский. Письмо «К Сатиру»
Тот, кто без удержу гневается из-за пустяковой ошибки, не дает ошибившемуся уразуметь, когда провинился он больше, а когда меньше.
Аполлоний Тианский. Письмо «К Демократу»
Аппиан Александрийский
Выдающийся римский историк (родился в конце I века н. э., умер не ранее 70-х годов II века). Жил в Александрии. При императоре Адриане Аппиану были дарованы права римского гражданина, он был зачислен во всадническое сословие и переселился в Рим. На государственной службе дослужился до должности прокуратора. Написал фундаментальное историческое сочинение «Римская история» в 24 книгах, в русском переводе более известное как «Римские войны» или «Гражданские войны». Часть из них не сохранилась, но дошедшие до нас книги Аппиана являются ценнейшим источником, содержащим большое количество важной информации о событиях, гораздо менее подробно описанных другими историками, а в ряде случаев Аппиан является единственным источником по тем или иным событиям.
В завоеванной земле римляне всякий раз выделенную ее часть тотчас разделяли между поселенцами, или продавали, или сдавали в аренду; невозделанную же вследствие войн часть земли, количество которой сильно возрастало, они не имели уже времени распределять на участки, а от имени государства предлагали возделывать ее всем желающим на условиях сдачи ежегодного урожая в таком размере: одну десятую часть посева, одну пятую насаждений. Определена была также плата и за пастбища для крупного и мелкого скота. Римляне делали всё это с целью увеличения численности италийского племени, на которое они смотрели как на племя в высокой степени трудолюбивое, а также чтобы иметь в своей стране союзников. Но результат получился противоположный. Дело в том, что богатые, захватив себе большую часть не разделенной на участки земли, с течением времени пришли к уверенности, что никто ее никогда у них не отнимет. Расположенные поблизости от принадлежащих им участков небольшие участки бедняков богатые отчасти скупали с их согласия, отчасти отнимали силою. Таким образом богатые стали возделывать обширные пространства земли на равнинах вместо участков, входивших в состав их поместий. При этом богатые пользовались покупными рабами как рабочей силой в качестве земледельцев и пастухов с тем, чтобы не отвлекать земледельческими работами свободно рожденных от несения военной службы. К тому же обладание рабами приносило богатым большую выгоду: у свободных от военной службы рабов беспрепятственно увеличивалось потомство. Всё это приводило к чрезмерному обогащению богатых, а вместе с тем и увеличению в стране числа рабов. Напротив, число италийцев уменьшалось, они теряли энергию, так как их угнетали бедность, налоги, военная служба.